Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 541 
Next page End  

выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). Иными словами, это психотерапия пациента в
семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства,
изменяющие семейную систему.
В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются.
Оставаясь в своей основе системной, за годы развития семейная психотерапия впитала позитивные
моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в
структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического
вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии
постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого
подхода. Объектом терапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в
кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать
внимание на решении актуальных проблем.
Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом:
— изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой
проблеме;
— трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к
системному подходу;
— модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами;
— создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное
вмешательство;
— уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение
одного из ее членов;
— коррекция различных форм иерархического несоответствия;
— прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи,
вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение
коммуникативного стиля между членами семьи.
Основные положения системного подхода. Семейная система представляет собой открытую
систему, где члены семьи взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами (школа,
производство). Семья — постоянно развивающаяся система вследствие взаимодействия («обратных
связей») с внешними системами (биологическими и социальными). Внешние
силы могут оказывать
положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь последняя воздействует
аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны
— к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень
функционирования.
Здоровые и дисфункциональные члены семьи могут проявить множество способов реагирования
на «обратную связь» со средой. Обратная связь, следовательно, может быть обозначена как системный
ответ на требуемые изменения для адаптации. Она может проявляться отказами от изменений,
поддерживая гомеостаз (например, оставить вещи такими, какие они есть). Члены гармоничной семьи
быстро и адекватно реагируют на изменение внешней и внутренней ситуации. Реакцией на «обратную
связь» является позитивное изменение в семье, рост и креативность ее членов. В таких семьях при
возможности притяжение между родителями, супружеская, детская подсистемы имеют четкие границы.
Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых
обеспечивает безопасность для вторых. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными
ориентирами для роста каждого члена семьи.
Отдельные признаки гармоничной семьи перечислены ниже.
1. Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение
каждого члена семьи. Здоровая семья — это место проявления близости, любви, так же как и
отрицательных эмоций.
2. Разделяются ответственность и обязанности между всеми ее членами.
3. Члены семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности
другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).
4. Каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
5. Учат уважать других людей, их различия во вкусах; уважают вкусы, выбор друзей,
времяпровождение подростка.
6. Члены семьи обладают общей системой ценностей, знают свои права.
7. Существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.
Hosted by uCoz