Navigation bar
  Print document Start Previous page
 352 of 541 
Next page End  

«Идентифицированный пациент» — член семьи, отклоняющееся поведение и психологические
проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту.
«Идентифицированный пациент» или «носитель симптома» может возникнуть в семье как при попытке
сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла, так и при
разрешении конфликта неадекватным способом. Ряд семей пытаются в ответ на системные стрессоры,
сдвиги или травмы реагировать усилением ригидных картин взаимодействия («инконгруентная
адаптация»). Сохранение или усиление негибких способов реагирования возникает в ситуациях страха,
в результате болезни, миграции, расовой дискриминации. При длительном существовании этого
механизма защиты нарушается естественный обмен энергетики в семье.
Чаще всего «носитель симптома» в дисгармоничных семьях появляется в результате следующих
обстоятельств:
— члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять
ответственность за симптом;
— закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов
семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, блокируют
рост и развитие самой семейной системы; диффузные границы между подсистемами стимулируют
процесс
«хронической беспомощности» у всех членов семьи, но особенно у «идентифицированного
пациента»;
— блокирование отрицательных эмоций между членами семьи в дисгармоничных семьях создает
ситуацию перенапряжения, «носитель симптома» непроизвольно «оттягивает» энергию на себя;
— «идентифицированный пациент» помогает сохранять семейный гомеостаз, ребенок («носитель
симптома») подкрепляет родительскую потребность в контроле (позитивная трактовка симптома).
7. Выявить нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с внешним миром): взаимные
нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и
физическое пренебрежение друг другом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник.
8. Диагностировать искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями,
отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или
бессознательно) идентифицируется.
9. Определить наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например,
неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделить наиболее часто используемые психологические
защиты, стратегии совладания с трудностями (копинг-стратегии), когнитивные искажения (правила,
установки).
10. Обратить внимание на отсутствие необходимых социальных навыков (когнитивный
дефицит): совместный прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора, соблюдение
правил проживания.
11. Получить информацию, объединяющую людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто
больше всех беспокоился о проблеме? Какое из событий произвело наибольший эффект? Получение
информации о текущем поведении «идентифицированного пациента» помогает определить
повторяющиеся картины возникновения проблем (циркулярная последовательность), выяснить попытки
борьбы с проблемами и принятые решения, помогает поместить симптом в определенный контекст и
сформулировать первичные гипотезы.
12. Выяснить нарушения границ между подсистемами (размытые, жесткие). Понятие
«подсистема» может быть использовано для описания отдельных элементов системы, например, членов
семьи. Семейные подсистемы определяются такими факторами как поколение, пол, интересы. Очень
часто подсистема охватывает подгруппу семьи: родительская подсистема, супружеская, детская,
женская или мужская подсистемы. Каждый индивид может принадлежать к нескольким семейным
подсистемам.
Взаимодействия между подсистемами управляются определенными семейными правилами.
Природа отношений подсистем — центральный пункт сбора анамнеза для детских психиатров,
работающих с семьями — кто кого слушает, кто кого игнорирует и кто меняется в результате получения
информации от другого. Границы могут быть значительно нарушены: например, излишнее
слияние
между членами семьи, инфантилизация родителей или присвоение родительских функций детьми
(«перевернутая иерархия»). Специалисту также важно определять границы между семьей и
супрасистемой (физической, экономической, интерперсональной и экологической), составной частью
которой является семья.
Структурная теория утверждает, что дисфункцию системы создают крайние варианты. Если
Hosted by uCoz