Navigation bar
  Print document Start Previous page
 354 of 541 
Next page End  

отношений.
Присоединение заключается в способности психотерапевта установить контакт с каждым членом
семьи для дальнейшего успешного лечения. Существует 3 типа присоединения по Минухину:
поддержка, следование, отражение.
Поддержка заключается в сохранении семейной структуры и уважении семейных правил.
Принято начинать опрос с главы семьи или инициатора обращения. Вовлекать первым в интервью
пациента не всегда рекомендуется, так как он может воспринять это как еще одну «родительскую»
попытку
вторжения в его границы. Некоторые психотерапевты начинают опрос с менее вовлеченных
членов семьи. Каждый должен получить шанс высказаться о проблеме. Позиция психотерапевта на
первом этапе нейтральна и заключается в минимизации комментариев прямых и непрямых сообщений и
невербального поведения. Различные приемы используются для снижения уровня стресса в семье,
поддержки обвиняемого члена семьи, возможных гипотез происхождения проблем. Для уменьшения
уникальности симптоматики или нежелания семьи меняться часто используют прием «генерализации»:
«В некоторых семьях типа вашей...», «В подобных ситуациях в других семьях происходило
следующее...»
Следование относится к умению отражать содержание семейной коммуникации и особенности
языка. Психотерапевт входит в семью как человек, поддерживающий ее правила, но заставляет правила
работать в своих целях для семьи.
Отражение состоит в адаптации семейного стиля, эмоций, соответствующих потребностям
семьи. Если в семье принято шутить, психотерапевт использует юмор. Если семья использует
тактильные контакты, это может воспроизвести психотерапевт. Последний может присоединиться к
изолированному отцу через сигарету или снимая галстук (если клиент пришел без него). Отражение
часто происходит бессознательно.
Эйдемиллер разработал технологию формулирования терапевтического запроса в следующей
последовательности: XR —
UR —
ZR, где X — уровень манипулятивного запроса; U — уровень
осознания себя как неэффективных родителей; Z — уровень осознавания своей некомпетентности как
супругов; R — ресурсные состояния отдельных членов и семьи как системы. На этапе формулирования
терапевтического запроса важным является исследование целей, которые поставлены каждым членом
семьи и которых они хотят достичь в ходе психотерапии.
Реконструкция осуществляется через техники, устраняющие дисфункциональность семейной
системы, она также подразумевает изменение гомеостаза. Техника — это прием, посредством которого
решается та или иная задача. Минухин применение техник семейной психотерапии сводит к
осуществлению трех основных задач: критике симптома, критике (вызову) семейной структуры и
критике семейной реальности (установки, правила, законы, секреты, мифы и т. д.). Часто одно
психотерапевтическое занятие использует множество комбинированных приемов. Остановимся на
некоторых из них.
Вызов семейной структуре. Эта техника направлена на модификацию иерархических отношений
членов семьи через изменение существующего распределения влияния внутри семейной системы.
Описана следующая процедура применения данной методики.
1. Проблема, с которой приходит семья, подвергается сомнению. Психотерапевт подвергает
сомнению точку зрения семьи о том, что существует лишь один определенный «идентифицированный
пациент». Он наблюдает, как действуют члены семьи и как устроена семейная система. Занимая
иерархическую позицию эксперта, терапевт может утверждать: «Я вижу нечто иное, происходящее в
семье, что опровергает ваше мнение о том, где кроется болезнь». Часто он оспаривает мнение о том, что
семейная проблема заключена только в одном человеке: «У вашей семьи проблема в том, как вы
общаетесь друг с другом». «Идентифицированный пациент» может быть представлен и как «спаситель
семьи», так как концентрация на нем внимания семьи отвлекает ее от иных проблем, например,
длительного супружеского конфликта.
2. Сомнение в контроле. Психотерапевт сомневается в том, что один из членов семьи в
состоянии контролировать всю семейную систему. Например, психотерапевт характеризует поведение
одного члена семьи и возлагает ответственность за него на других. Обращаясь к подростку, он говорит:
«Ты ведешь себя так, будто тебе 4 года». Затем, повернувшись к родителям, спрашивает: «Как вам
удалось сохранить его столь юным?» Психотерапевт одновременно присоединяется к субъекту и
атакует его поведение. При этом «идентифицированный пациент» не сопротивляется критике, так как
ответственность за такое поведение возложена на родителей.
3. Сомнение во временной последовательности событий, которую предъявляет семья.
Hosted by uCoz