Navigation bar
  Print document Start Previous page
 356 of 541 
Next page End  

начинаться с вопроса, кто за что отвечает или почему у других членов семьи нет подобной проблемы. В
ходе психотерапии члены семьи должны определить собственные персональные границы и разделить
ответственность.
Предоставление заданий. Задания могут даваться во время психотерапевтического занятия или в
виде домашних заданий. Если обсудить какую-либо проблему в присутствии психотерапевта или
попросить главу семьи помолчать 5 минут, а малоразговорчивого члена семьи рассказать о той или
иной проблеме, то это может быстро привести к позитивным сдвигам за счет создания равенства
позиций. Отцу, отказывающемуся от поездки, можно рекомендовать осуществить ее. Сыну, который
чаще общается с матерью, предложить совместную деятельность с отцом. Родителям, давно нигде не
проводившим время вдвоем, предложить сходить в театр или на концерт. Мужу — сделать сюрприз
жене, не сообщая ей об этом. Любой совместный эксперимент может оказаться полезным.
Психотерапевт прямо не работает с симптомом. Если симптом другого члена семьи исчезает раньше,
чем у «идентифицированного пациента», семья может прекратить лечение. Симптом может быть усилен
с помощью парадоксальных приемов для лучшего осознания семьи в его необходимости. Так в случае
алкоголизма у мужа, жене, которая все годы супружества контролировала мужа, предлагается вести
независимый образ жизни (например, поехать одной в туристическую поездку).
Психотерапевтическая работа с одной подсистемой. Заслуги стратегической семейной
психотерапии, специфика которой характеризуется активными попытками терапевта сделать членов
семьи ответственными друг за друга, формированием терапевтических альянсов, более частыми по
сравнению с другими подходами встречами с членами семьи по отдельности, могут привести к
возможности работы с «идентифицированным пациентом» заочно. Такая ситуация нередко возникает в
случае прихода одного из значимых членов семьи и отказа от встречи с психотерапевтом другого члена
семьи. Исходя из принципов системной семейной терапии ставится следующая цель: изменяя поведение
одного члена семейной системы, предоставить шанс измениться другому.
Семейная психотерапия у пациентов с алкоголизмом и наркоманией (аддиктивным поведением).
Средовые (социальные) факторы — наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения.
Наибольшее значение приобретают нарушения семейного контекста. При сборе семейного анамнеза
следует обратить внимание на детальное описание семейного функционирования, включая
прародительскую историю потребления психоактивных веществ, наличие текущего семейного кризиса,
ранние детско-родительские конфликты. Тщательный анализ дисфункции семьи и ее составляющих
важен не только для лечения и психопрофилактики аддиктивного поведения, но также и для прогноза
результатов лечения.
Семейная психотерапия аддиктивного поведения основывается на следующих принципах.
Выдвигается гипотеза, что прием психоактивных веществ возник в результате дисфункции
семьи. Это проблема не только семьи, но и микросоциального окружения, с которым пациент
взаимодействует.
Хотя бы раз следует собрать всю семью для проведения интервью и составления семейного
диагноза — «карты семьи». С началом интервью гипотеза проверяется реальной семейной ситуацией.
Если семейная ситуация не изменится, у пациента возможен рецидив нарушения поведения, несмотря
на предпринимаемые меры.
Работа с семьей начинается с присоединения как к семейной системе, так и к каждому ее члену.
При этом акцентируется внимание на вербальном и невербальном поведении участников встречи и
«картине» их взаимодействия. Нейтральная позиция и сохранение статуса «эксперта» — важная задача
психотерапевта. Если последний отступает от этого правила и присоединяется к проблемному пациенту
— нередко происходит «срыв» психотерапии.
В ходе диагностических сеансов полезным приемом может оказаться применение циркулярного
метода опроса, заключающегося в том, что психотерапевт использует предыдущую информацию для
постановки последующих вопросов членам семьи для выяснения отношения двоих других. В отличие от
прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях такая техника дает более существенную
информацию как психотерапевту, так и семье. Интервью рекомендуется начинать с инициатора
обращения, так как он несет большую ответственность за семью. Реакции одного члена семьи
провоцируют то или иное поведение другого, что в свою очередь закрепляет поведение первого. Ярким
примером подкрепляющего поведения является сверхвнимание, получаемое «носителем симптома» от
других членов семьи. Попытка психотерапевта
изменить сложившиеся стереотипы приводит к
сопротивлению членов семьи, а также к усилению или хронизации симптоматического поведения.
Гипотеза подтверждается, когда есть связь между появлением симптома у его «носителя» и
Hosted by uCoz