Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 541 
Next page End  

и исключает ложные;
2) формулируется одна гипотеза, она проверяется и лишь затем формулируется вторая гипотеза;
3) гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на
верное решение;
4) азартный поиск решения характеризуется бессистемностью действий (выдвинув одну гипотезу
и не до конца ее проверив, человек берется за проверку другой или одновременно начинает проверять
разные взаимоисключающие гипотезы).
Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, ответ, решение. В
формулировании, проверке гипотезы и применении ее на практике большую роль играет отношение к
возможной ошибке. Некритичное отношение к ошибке может завести исследователя в тупик.
Правильное понимание ошибок обогащает исследователя. Типы принятия решений также могут быть
разными. Так, Кулюткин и Сухобская выделяют 3 типа принятия решений: импульсивное,
уравновешенное, осторожное.
Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является
понятие.
Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях
действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями — это значит мыслить
словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в
процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие
мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным
признакам. Выготский и его ученик Сахаров, изучая процесс формирования понятий у детей,
установили, что он проходит 3 ступени: на 1-й ступени — неупорядоченного множества — обобщение
происходит по случайным признакам (так, ребенок 2 лет называет одним словом «киса» и,
следовательно, объединяет в одну группу и меховую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку). На
2-й ступени — мышления в комплексах — объединение предметов происходит по внешним, не
существенным признакам (объединяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на
основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометрической фигуры является существенным
признаком). И, наконец, на 3-й ступени — истинных понятий — появляется возможность объединения
предметов в группы по общим, существенным признакам. Выготский считает, что это происходит в
возрасте 15—16 лет. Понятия могут быть разной степени обобщенности: человек — мужчина —
инженер; время года — зима — январь, и т. п. Оперирование понятиями может осуществляться в
разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.
Суждение это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между
предметами или явлениями. Суждения могут быть общими (все растения имеют корень;
воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры), частными (некоторые
лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом). К
суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и
опосредованно, путем умозаключений.
Умозаключение представляет оперирование не отдельными
понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и
следствия из этих посылок. Возьмем два суждения: животный белок является аллергеном. Молоко
содержит животный белок. Из этих суждений вытекает следствие: молоко может явиться аллергеном.
Оперирование понятиями возможно в различных формах: индукции (от частного к общему), дедукции
(от общего к частному). Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как
трансдукция — умозаключение,
переходящее от одного частного или единичного случая к другому
частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.
Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях составляет предмет логики. Логика изучает
законы мышления, формы мысли. Психология изучает мыслительный процесс личности с ее
индивидуальными особенностями.
Операции мышления. Всякая мыслительная деятельность есть аналитико-синтетическая
деятельность мозга, а основным звеном мышления являются мыслительные операции. Таковыми
являются анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование.
Анализ есть мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его
свойств или сторон. Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое,
является началом решения задачи.
Синтез мысленное соединение частей, предметов или явлений. Синтез восстанавливает
расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных
анализом.
Hosted by uCoz