Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 541 
Next page End  

психологического воздействия, широко пользуясь в этих целях группой. Проявляющиеся в группе
ожидания, ориентации, эмоции, чувство надежды, вера в компетентность целителя и эффективность
применяемых им процедур увеличивали состояние аффективного напряжения, возрастающего по мере
«эмоционального заражения» участников и способствовали податливости пациентов к его воздействию
и влиянию. Воздействие заключалось, прежде всего, во внушении, которое обращено к эмоциональной
сфере больного и, минуя его рациональное, критическое мышление, оказывало полезное влияние на его
самочувствие и психофизиологическое состояние, и, как следствие, на социальное функционирование.
Примером оказания группой положительного влияния на психическое здоровье могут служить опыты
австрийского психиатра Месмера, которого иногда называют «творцом теории и практики
психотерапии, в том числе, и групповой». В дальнейшем многие выдающиеся ученые и врачи, в том
числе Бехтерев, использовали различные психотерапевтические методы в группе больных, обосновывая
целесообразность и эффективность такого подхода. Первым, кто обратил внимание на терапевтические
возможности применения группового взаимодействия, был Пратт, который в 1905 г. впервые
организовал психотерапевтические группы для больных туберкулезом. Первоначально Пратт
рассматривал группу как экономически более удачный способ информирования пациентов о здоровье и
болезни, об образе жизни и отношениях, способствующих выздоровлению, и не вычленял ее собственно
терапевтические возможности. В дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная
роль принадлежит группе, воздействие которой заключается в эффективном влиянии одного человека
на другого, в возникающих в группе взаимном понимании и солидарности, способствующих
преодолению пессимизма и ощущения изоляции.
Практически все психотерапевтические направления XX в. так или иначе использовали
групповые формы и внесли определенный вклад в развитие групповой психотерапии. Особое место в
этом ряду принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. Так, Адлер обратил
внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что
группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их
коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей пациента в неправильной системе их
ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и
суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться
понимания пациентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции. Развитию
психоаналитически-ориентированной групповой психотерапии способствовали своими работами
Славсон, Шильдер, Вольф и др. Существенный вклад в развитие групповой психотерапии внес
основатель психодрамы Морено, которому приписывают и введение самого термина групповая
психотерапия.
Среди представителей гуманистического направления особое место занимает Роджерс. Выделяя
в качестве основных переменных психотерапевтического процесса эмпатию, безусловное
положительное принятие и аутентичность, Роджерс придавал большое значение групповым формам,
считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя устранению тревоги и
развитию самораскрытия, что отношения, складывающиеся между
участниками группы, могут
создавать оптимальные условия для терапевтических изменений.
Большое влияние на развитие групповой психотерапии оказали работы Левина в области
групповой динамики, который полагал, что большинство эффективных изменений происходит в
групповом, а не в индивидуальном контексте. Левин и его последователи рассматривали личностные
расстройства как результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми, социальным
окружением. Они видели в группе инструмент коррекции нарушенных взаимодействий, поскольку
такая коррекция происходит в процессе социального обучения. Этот процесс облегчается и ускоряется,
в частности, благодаря раннему выявлению в групповом контексте типичного для отдельных
участников неадаптивного межличностного поведения. Главным содержанием работы групп становится
анализ типовых образцов взаимодействия, сопоставление поведения в актуальной ситуации «здесь-и-
теперь» с его характером и последствиями в прошлом. Благодаря тактичному участию психотерапевта,
который поощряет и направляет дискуссию, способствуя появлению атмосферы доброжелательности и
сотрудничества, такая аналитическая работа облегчает переживание коррективного эмоционального
опыта, необходимого для протекания процесса обучения.
Необходимо также указать таких видных теоретиков и практиков в области групповой
психотерапии, как Х¸к, Ледер, Кратохвил, которые работая в Восточной Европе, оказали большое
влияние на развитие групповой психотерапии в России.
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные
Hosted by uCoz