Navigation bar
  Print document Start Previous page
 368 of 541 
Next page End  

доброжелательного, понимающего консультанта, недирективно направляет активность группы, то
конфронтации можно избежать вообще. Однако указанная позиция психотерапевта, адекватно
понимаемая и принимаемая пациентами, формируется лишь в процессе групповой динамики, по мере
развития и структурирования группы. Как бы «правильно» ни вел себя психотерапевт, его поведение из-
за специфики групповой психотерапии (как метода, при котором основным инструментом воздействия
является не столько психотерапевт, сколько психотерапевтическая группа) первоначально всегда будет
расходиться с ожиданиями пациента. В этой фазе происходит скорее конфронтация пациентов со
своими собственными ожиданиями, чувствами, конфликтами и проблемами. Опыт показывает, что
попытки избежать эту фазу, игнорируя описанные явления, приводят к снижению
психотерапевтического потенциала группы, активности, спонтанности и самостоятельности пациентов,
к искажению группового процесса и превращению его, в лучшем случае, в индивидуальную
психотерапию (в группе или на фоне группы), а также к директивной позиции психотерапевта. От
степени интенсивности этой фазы и конструктивности ее переработки во многом зависит дальнейший
психотерапевтический потенциал группы. Недостаточная проработанность этой фазы, а тем более ее
игнорирование существенно влияют на ход группового процесса и периодически могут блокировать
групповую активность, проявляясь на более поздних этапах функционирования группы, особенно при
возникновении новых, более сложных и напряженных проблем. Завершением этого периода считают
открытое выражение
чувств в отношении психотерапевта и анализ их причин. В литературе эта фаза
обозначается как «фаза растормаживания агрессивности», «фаза борьбы», «фаза конфликта между
членами группы и формальным лидером», «фаза бунта против психотерапевта».
Третья фаза групповой психотерапии характеризуется процессом структурирования группы,
консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявляются активность, самостоятельность и
ответственность каждого члена группы за себя самого, других участников и группы в целом.
Формируется групповая сплоченность — важнейшее условие эффективности психотерапевтической
группы. Совместная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в которой большинство
пациентов испытывали похожие чувства и которую решали сходным путем все вместе, совместная
выработка групповых норм делают для пациентов более естественным процесс принятия «групповой
культуры». Таким образом, у больного развивается чувство принадлежности к группе, ответственность
за ее работу. В ответ пациент получает признание группы, что оказывает положительное влияние на
степень самоуважения и принятия пациентом самого себя. В свою очередь, это повышает
привлекательность группы для каждого отдельного участника и способствует дальнейшему развитию
групповой сплоченности. В литературе эта фаза называется «фазой развития сплоченности», «фазой
развития сотрудничества», «фазой выработки групповых норм», «фазой взаимного распределения
функций».
Четвертая фаза групповой психотерапии представляет собой фазу активно работающей группы.
Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников друг в друге,
эмоциональная поддержка, искренность, чувство безопасности, спонтанность создают возможности для
развития процесса, направленного на решение собственно психотерапевтических задач. Для этого
периода характерно принятие решений и использование приобретенного опыта и во внеклинических
ситуациях. В литературе эту фазу обозначают как «рабочую фазу», «фазу целенаправленной
деятельности», «фазу изменений установок и отношений», «фазу выработки новых ценностей». В
зависимости от специфики конкретной группы указанные фазы могут иметь различную
продолжительность, однако, в целом, первые три фазы занимают обычно от 20 до 30 % времени работы
психотерапевтической группы.
Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Вопрос о том, за счет чего
достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает широкое внимание исследователей.
Одна из первых попыток изучения и анализа механизмов лечебного действия групповой психотерапии
принадлежит Корзини и Розенбергу. Выделяют три пути исследования механизмов лечебного действия
групповой психотерапии: опрос пациентов, прошедших
курс групповой психотерапии; изучение
теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов (опрос психотерапевтов);
проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными
переменными психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы, применяемые
техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью лечения. Подробный анализ механизмов
лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в
качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие: 1)
сообщение информации; 2) внушение надежды; 3) универсальность страданий; 4) альтруизм; 5)
Hosted by uCoz