Navigation bar
  Print document Start Previous page
 372 of 541 
Next page End  

группы и взаимодействия с другими ее участниками; переживание и обсуждение группового
напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и групповой реальностью,
поведением психотерапевта и тем, что происходит в группе; нарастание сопротивления и агрессии в
отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом; вскрытие
истинных чувств к психотерапевту, их осознание, понимание их причин и переработка, выработка
групповых норм в отношении психотерапевта; вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью,
ответственностью и активностью, отношения к авторитетам; формирование адекватного отношения к
болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы; выработка психотерапевтических
групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы; доминирование
интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных
пациентов — собственно «рабочая фаза» групповой психотерапии, в ходе которой решаются ее
основные задачи (коррекция отношений и установок, неадекватных реакций и форм поведения,
закрепление и генерализация позитивных изменений); обсуждение результатов лечения, подведение
итогов.
Психодрама может рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой
ролевую игру,
в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций,
связанных со значимой проблематикой пациента. Психодрама как лечебный психотерапевтический
метод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента,
«спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана
с психотерапией и заключалась в
развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни».
Внутриличностные и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра»,
послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного метода. В ходе разыгрывания
ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками
ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это
создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов,
выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных
поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового,
адекватного поведения и новых способов эмоционального отреагирования.
Дальнейшие исследования в области психодрамы подтверждают связь между
психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок,
эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение
установок в этом плане, указывают следующие: предоставление пациенту свободного выбора как
относительно участия в психодраме, так и относительно роли, которую он будет играть; вовлечение
пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные
импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончанию действия. Отмечают
также, что психодрама способствует преодолению защитных позиций пациентов, препятствует
излишней рационализации, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных
проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих участников:
протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Протагонист — это пациент (субъект), главный
исполнитель, представляющий свои проблемы. Терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) —
организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта
заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создания атмосферы
доверия, стимулирования участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к
ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении
по ходу дела вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа
интерпретации происходящего. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие в
психодраме вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория участников также
обозначается как «вспомогательные Я». «Вспомогательные Я» могут олицетворять значимых для
протагониста людей или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций
«вспомогательных
Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла;
помочь понять, как протагонист воспринимает отношения с другими персонажами действия; сделать
видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем
конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. Зрители —
это остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом
действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения. Важно иметь в виду, что это обсуждение
Hosted by uCoz