Navigation bar
  Print document Start Previous page
 376 of 541 
Next page End  

взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции
человеческих взаимоотношений»), то в данном случае более важное значение имеют индивидуальные,
личностные особенности психотерапевта (способность к эмпатии и принятию, аутентичность,
терпимость и пр.). Если же психотерапевтический процесс в группе рассматривается преимущественно
как целенаправленное воздействие, то тогда на первый план выходят профессиональные навыки
группового психотерапевта.
Среди личностных характеристик группового психотерапевта, традиционно рассматриваемых в
качестве факторов, способствующих эффективности групповой психотерапии, чаще всего указывают
следующие: открытая позиция психотерапевта в отношении пациентов, умение воспринимать отличные
от своих взгляды, позиции, убеждения и суждения, отсутствие оценочного подхода, гибкость,
терпимость, эмпатичность, аутентичность, уважение к другому, желание помочь, сердечность, умение
создать доброжелательную и безопасную атмосферу в группе и ряд других. Конечно, все эти
характеристики, безусловно, помогают психотерапевту в работе. Но более конструктивным
представляется рассмотрение психотерапевта с точки зрения проблемы руководства
психотерапевтической группой.
Термин «руководство психотерапевтической группой» по сути дела предполагает анализ
поведения группового психотерапевта. При систематизации
возможных типов поведения групповых
психотерапевтов используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль».
Понятие «роль» сводится к положению, которое занимает психотерапевт в структуре группы.
Ялом выделяет две основные роли группового психотерапевта: технический эксперт и эталонный
участник. В качестве эксперта психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и
профессиональные навыки для достижения психотерапевтических целей, в нужный момент применяет
соответствующие необходимые методы. Как эталонный участник он преследует двоякую цель:
демонстрация желательных образцов поведения и ускорение процесса социального научения.
Отказываясь от главенствующего положения в группе, он тем самым ускоряет достижение ею
независимости и сплоченности. Кратохвил выделяет пять основных ролей группового психотерапевта:
«активный лидер (руководитель)», «аналитик», «комментатор», «посредник», «истинный член группы».
Активный лидер (руководитель) распределяет активность группы, направляет ее действия,
разъясняет, управляет, учит, руководит. В группе, руководимой подобным образом, пациенты часто
обращаются к психотерапевту за указаниями, советами, поддержкой и очень зависимы от него.
Позицию психотерапевта здесь можно сравнить с ролью инструктора, учителя, инициатора и опекуна.
Роль аналитика характерна для психотерапевтов в психоаналитически (психодинамически)
ориентированных группах. Аналитик ведет себя индифферентно, никак не проявляет себя и остается
эмоционально и личностно нейтральным. Такое поведение психотерапевта должно способствовать
осуществлению пациентами переноса инфантильных чувств. Основные функции психотерапевта —
интерпретация и анализ. В отличие от индивидуальной психоаналитической терапии психотерапевт в
группе может оставаться более пассивным, его усилия направлены на то, чтобы стимулировать группу к
анализу.
Комментатор,
как и аналитик, не руководит и не направляет группу, позволяет свободно
развиваться групповым ситуациям и групповым процессам. Через определенные интервалы он
обобщает и комментирует все, что происходило за это время в группе. Неличностный, описательный
характер комментариев часто вызывает агрессивную реакцию группы. Продолжающиеся комментарии
психотерапевта в конечном счете позволяют участникам группы понять сущность происходящих
событий, собственную роль, собственные цели, специфику группового взаимодействия. Роль
комментатора имеет особое значение при интеракционной ориентации групповой дискуссии, когда
существует необходимость научить пациентов понимать истинный смысл взаимодействий и групповых
процессов.
Роль посредника является ролью эксперта. Посредник не берет на себя полной ответственности
за происходящее в группе, однако периодически он вмешивается в ее деятельность и направляет так,
чтобы она наиболее эффективно продвигалась в нужном направлении. Посредник воспринимается
группой как эксперт, который разбирается во многих вопросах и может предоставить группе любую
необходимую информацию. Он не навязывает группе решений, но не отказывается содействовать.
Посредник также использует различные психотерапевтические приемы, но в отличие от активного
лидера (руководителя) предоставляет группе возможность самостоятельно перерабатывать полученный
материал. Эксперт может комментировать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, однако его
толкования и интерпретации подаются в виде обычной гипотезы.
Hosted by uCoz