Navigation bar
  Print document Start Previous page
 378 of 541 
Next page End  

директивного стиля, которая обусловлена представлениями, что такой стиль замедляет достижение
группой самостоятельности, которая является важнейшим условием ее эффективного
функционирования.
Параметр определенность-неопределенность высказываний психотерапевта рассматривается с
точки зрения информативности высказывания. Низкая информативность (неопределенность)
высказывания психотерапевта должна побуждать пациентов к повышенной активности в группе.
Высокая информативность (специфичность) снижает эту активность. Специфичность высказываний
психотерапевта также может активизировать защитные механизмы, так как представляет
психологическую угрозу для пациента.
Параметр анонимность-самораскрытие предполагает, с одной стороны, личностно нейтральное
поведение психотерапевта, позволяющее пациентам проецировать свои невротические отношения, а, с
другой стороны, — открытое проявление психотерапевтом собственных чувств, переживаний, мнений и
позиций. Выражение психотерапевтом положительных эмоций способствует удовлетворению ожиданий
участников группы относительно доброжелательного, принимающего, теплого отношения
психотерапевта. Выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации участников группы.
Все перечисленные выше характеристики поведения группового психотерапевта в целом не
могут быть оценены как положительные или отрицательные, эффективные или неэффективные, так как
степень их значимости для успешности психотерапевтического процесса в группе практически
полностью определяется теоретической ориентацией.
В самом общем виде основные задачи группового психотерапевта могут быть сформулированы
следующим образом: 1) побуждение членов группы к проявлению отношения, установок, поведения,
эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной
связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных пациентов и пр.; 2) создание в группе
атмосферы взаимного принятия, доверия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи,
способствующей самораскрытию пациентов; 3) разработка и поддержание психотерапевтически ценных
групповых норм, гибкость в выборе директивных или недирективных техник. При этом лучших
результатов в психотерапии достигают психотерапевты, которые в большей степени ориентированы на
опеку и эмоциональную поддержку, а затем уже на стимулирование и руководство.
Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно
условно разделить на вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются регистрации
и анализу. Вторые труднее выделить и классифицировать, хотя именно они во многом определяют
климат и атмосферу занятия: к ним принадлежит мимика психотерапевта, его жестикуляция, интонации
и т. д. Используемые более или менее сознательно и целенаправленно, они выражают собственные
эмоциональные особенности психотерапевта и служат стимулированию пациентов к определенной
активности, являются средством положительного или отрицательного подкрепления определенных
форм поведения пациентов.
Главными являются вербальные средства, которые с точки зрения активности психотерапевта (то
есть определения цели) условно разделяют на несколько категорий.
1. Структурирование хода занятий. Сюда относятся все высказывания, которые в начале
определяют его ход и программу; высказывания, направленные на ограничение непродуктивной
активности, на ориентирование обсуждения в соответствующем направлении и пр.
2. Сбор информации. Психотерапевт задает вопросы, поощряет высказывания пациентов и их
вопросы.
3. Интерпретация. Наиболее обширная категория психотерапевтических приемов.
Интерпретация может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой
категории можно выделить следующее: отражение эмоций (повторение высказываний пациентов, не
выходя за пределы их явного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того,
что имеет существенное значение и содержится в высказывании неявным образом), конфронтация
(сопоставление отдельных высказываний с целью показать сходства, различия, противоречия),
собственно интерпретация (постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные
связи и истинный смысл того или иного события или поведения).
4. Убеждение и переубеждение, которое может осуществляться как непосредственно, так и
опосредовано.
5. Предоставление информации.
6. Постановка определенных заданий — использование вспомогательных техник.
Последовательное использование указанных приемов позволяет психотерапевту оптимально
Hosted by uCoz