Navigation bar
  Print document Start Previous page
 384 of 541 
Next page End  

2) групповая сплоченность;
3) принятие;
4) безопасность.
30. Какая их перечисленных ролей группового психотерапевта является наименее
конструктивной:
1) комментатор;
2) технический эксперт;
3) активный лидер;
4) опекун.
31. Психодрама — это метод, направленный, прежде всего, на создание условий для:
1) диагностики неадекватных поведенческих стереотипов и их коррекции;
2) повышения коммуникативной компетентности;
3) спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой;
4) переработки межличностных конфликтов.
Глава 18. Психологическое сопровождение диагностического и терапевтического процесса
Психология диагностического процесса
Коммуникативная компетентность врача профессионально значимое качество. Профессия
врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с
больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до
главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и
развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача.
Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более
полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная
компетентность,
обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении
поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и
адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и
терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет
придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или
просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной
медицины.
Психологическая сторона отношений «врач-больной» важна и в условиях платной медицины,
когда пациент выступает в роли «заказчика» и оплачивает услуги. В этом случае он ориентируется не
только на «профессионализм», но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он
внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться.
Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для
больного более важны,
чем профессиональные знания, умения, навыки.
В работе Георгиевского и Боброва приведены представления больных об образе врача. Самыми
существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к
профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты.
Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались пациентами особенно
высоко.
Ташлыков при экспериментально-психологическом исследовании получил сходные данные. Он
представил «эталон» врача больных неврозами (F40-F48). С наибольшей частотой они указывали на
следующие 10 наиболее существенных, по их мнению, качеств врача: ум — 74 (в процентах от общего
числа больных), внимательность — 57, увлеченность работой — 52, чуткость — 49, тактичность — 49,
терпеливость — 49, чувство долга — 45, спокойствие — 40, серьезность — 38, чувство юмора — 38.
Эталон врача изменялся в зависимости от клинической формы невроза, пола и возраста больных.
Например, больные истерией (F44) предпочитали эмоциональный, «сопереживающий» тип врача, и
подчеркивали важность для них таких личностных характеристик врача как чуткость, доброта,
терпеливость; больные неврастенией (F48.0) предпочитали «нейтральный», рабочий тип общения
(внимательность, тактичность, серьезность, чувство долга).
Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных
Hosted by uCoz