Navigation bar
  Print document Start Previous page
 391 of 541 
Next page End  

Наличие невербальных коммуникативных навыков врачу необходимо при «языковом барьере»,
когда врач и пациент, говоря на разных языках, не понимают друг друга. В этой ситуации они
дополняют вербальную коммуникацию невербальной с помощью жестов, мимических реакций,
интонаций голоса.
Развитие коммуникативных навыков требует и ситуация
экспресс-диагностики,
когда за
небольшой промежуток времени врач должен обследовать большое количество пациентов. Подобная
ситуация складывается во время стихийных бедствий и социальных катаклизмов (война, революция,
массовая миграция беженцев). Врач должен быстро оценить наличие и тяжесть поражений, очередность
оказания медицинской помощи, и с этой целью использует не только вербальную коммуникацию
(расспрос больного), но и невербальную, обращая внимание на мимические реакции, жесты, позы,
возможные ограничения в движениях, связанные с травмой или с поражением внутренних органов.
Навыки невербального взаимодействия могут быть полезны и при профессиональном
взаимодействии врача с маленькими детьми. Ребенок, не обладая развитыми навыками интроспекции,
часто испытывает затруднения при описании характера боли, не может определить ее («колющая»,
«режущая», «давящая», «распирающая»). Маленькие дети часто затрудняются в установлении
причинно-следственной связи между событиями: им трудно определить, связана ли боль с приемом
пищи, с физическими или эмоциональными нагрузками и т. д. Наблюдение за поведением ребенка
может помочь врачу получить необходимую дополнительную информацию.
Невербальное поведение оцениваться по следующим основным параметрам: собственно
невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы,
жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота,
покашливание) — все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики
речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.
У каждого человека существует свое собственное «жизненное пространство» — зона, которую
он охраняет от вторжения окружающих. В процессе общения собеседники регулируют эту
межличностную дистанцию.
Размеры «жизненного пространства» определяются тремя факторами:
особенноcтями личности субъекта, характеристиками его актуального психического состояния, а также
плотностью населения в той местности, где он воспитывался. Люди, детство которых проходило в
большом столичном городе с высокой плотностью населения, привыкают находиться в условиях
скученности, в толпе, не чувствуя при этом особого дискомфорта. Их «жизненное пространство»
меньше, чем у жителей маленьких провинциальных городов с низкой плотностью населения, которые
привыкли располагаться на большом расстоянии друг от друга. Переезжая жить в столицу, житель
маленького городка первое время испытывает острый дискомфорт, связанный с нарушением
привычных для него границ. Исследования физиологов показали, что близкое присутствие рядом
другого человека повышает уровень катехоламинов, и это субъективно отражается в сознании в виде
беспредметной тревоги или психического напряжения. «Жизненное пространство», или то
«психологическое поле», в котором человек чувствует себя комфортно, определяется также
особенностями его личности и состояния. При выраженной интроверсии размеры «жизненного
пространства» больше. Наибольшее «жизненное пространство» у самых выраженных интровертов —
больных шизофренией (F20-F29), наименьшее — у больных в маниакальном состоянии (F30),
расторможенных, бесцеремонно нарушающих чужие «границы». Психическое состояние также влияет
на межличностную дистанцию, человек с высоким жизненным тонусом, повышенным настроением
сокращает дистанцию с другими людьми, а в состоянии уныния, печали или в астении межличностная
дистанция увеличивается. При межличностном взаимодействии двух собеседников расстояние между
ними определяется размерами «жизненного пространства» каждого из них. Для межличностной
дистанции характерны две психологические закономерности. Первая указывает на связь
психологической, эмоциональной и физической близости: чем более близкие, теплые, эмоциональные
отношения между людьми, тем расстояние между ними меньше. Сокращение психологической
дистанции, установление эмоциональной близости между партнерами по общению сопровождается
сокращением физического расстояния между ними, то есть чем более холодные, формальные,
официальные отношения между людьми, тем расстояние между ними больше. Вторая закономерность,
определяющая межличностную дистанцию, подчеркивает различие в социальном статусе общающихся
лиц: чем выше социальный статус собеседника, тем расстояние больше. Мы держимся дальше от
людей, занимающих высокое положение в обществе, создавая для них большее «жизненное
пространство».
Выделяют 4 межличностные дистанции.
Hosted by uCoz