Navigation bar
  Print document Start Previous page
 395 of 541 
Next page End  

громкой речи еще более громким голосом также вызывает в ответ агрессию. То, что на фоне громкой
речи сказано более тихим голосом, вызывает ответную реакцию в виде внимания. Имеет значение и
эмоциональная значимость раздражителя: молодая кормящая мать может крепко спать под звуки
громкой музыки, но она просыпается от малейших звуков, издаваемых ее ребенком. Если же плачет не
ее ребенок, то, скорее всего, она не проснется. В зависимости от психического состояния речь может
быть быстрой или медленной. Ускоренная речь встречается обычно в трех случаях: человек говорит
быстро, если он встревожен и взволнован; если он говорит о личных трудностях; если он пытается
уговорить или убедить собеседника. В клинике ускоренная речь — чаще всего признак тревоги, но
может встречаться и при маниакальном возбуждении (F30), больной так быстро произносит отдельные
фразы, что «проглатывает» окончания, не успевая закончить фразу. Замедленная речь может
свидетельствовать об усталости, унынии и печали. Наблюдается она и у лиц с чертами высокомерия и
снобизма, навязывающих окружающим неудобный для них медленный темп речи. Медленная речь
характерна для депрессивных (F32) и астенизированных (R53) пациентов. Когда человек говорит на
трудную для себя тему, он начинает заикаться, запинаться, неправильно строит предложения, в речи
появляются лишние слова «вот», «значит», «так сказать», «стало быть», «как говорится» и т. п. Чем
больше в речи запинок, подобных слов, тем меньше степень доверия к полученной информации и менее
компетентным кажется говорящий. Напротив, чем правильнее, организованнее речь, тем больше
степень доверия к полученной информации и более компетентным кажется говорящий. Паузы часто
используются в речи, когда хотят подчеркнуть значение сказанных слов. Пауза придает большую
весомость произнесенным фразам. Однако слишком долгая пауза вызывает напряжение, и чем дольше
она продолжается, тем уровень напряжения выше. Паузы сознательно используют психотерапевты при
работе с группой больных. Они помогают не только повышать групповое напряжение, но и
провоцировать эмоциональную «разрядку» с отреагированием и последующей релаксацией.
Фаза ориентации. На протяжении контактной фазы врач стремится расположить к себе
больного, принимая естественную, асимметричную, открытую позу, контролируя жесты и мимические
реакции лица, интонации голоса, громкость, темп и ритм речи. Одновременно он учитывает
невербальные особенности поведения пациента, оценивая его позу, мимику, жесты, и это позволяет
составить представление об особенностях состояния больного. Контактная фаза очень короткая, она
длится несколько секунд и заканчивается с началом вербального контакта между врачом и пациентом.
Обычно контактная фаза завершается, когда врач задает свой первый вопрос: «На что Вы жалуетесь?».
С этого вопроса начинается вторая фаза общения между врачом и больным — фаза ориентации.
Активное слушание. В ответ на вопрос врача больной начинает излагать свои жалобы,
рассказывает о неприятных болевых ощущениях, о характере и времени возникновения боли, о
разнообразных переживаниях дискомфорта, связанных для него с его болезненным состоянием. Часто,
рассказывая о симптомах заболевания, пациент использует элементы интерпретации, обычно очень
субъективные, в которых раскрывается эмоциональная значимость для него симптомов. Прежде чем
перебить больного и начать проводить опрос по традиционной схеме, задавая уточняющие вопросы,
врачу следует вначале просто послушать то, что пытается передать ему собеседник. Бывает, что,
принимая большое количество пациентов каждый день, врач, еще не слыша своего очередного
больного, уже заранее предполагает, что именно тот хочет ему сказать. Поэтому так важно, не
перебивая некоторое время больного, просто послушать его и постараться услышать в этом свободном
речевом потоке то, что хочет сказать пациент. При этом актуализируется такой профессиональный
навык врача, как активное слушание, то есть активное восприятие и осознание, с одновременным
структурированием речевого сообщения и выделением в нем отдельных смысловых единиц, всей
полноты поступающей информации, а не выборочная фиксация фактов, которые настроен услышать
врач. Слушая пациента, следует некоторое время не перебивать его, не задавать вопросов и не делать
замечаний, которые могут помешать больному излагать свои жалобы, не подсказывать дополнительные
детали, внушающие неосознаваемые установки и ожидания врача, способные изменить всю картину в
целом. Слушая таким образом больного, врач получает первое представление о нем.
Катарсис. Свободно излагая жалобы такому внимательному и профессиональному слушателю,
как врач, больной уже испытывает некоторое облегчение просто от того, что его внимательно,
доброжелательно, не прерывая, выслушали. В фазе ориентации врач, предоставляя пациенту
возможность свободно
высказываться, может в определенной степени обеспечить реализацию такого
терапевтического механизма, как катарсис. Понятие катарсиса ввел еще Аристотель, который
утверждал, что через сочувствие и страх трагедия добивается очищения (катарсиса) духа. Как синоним
в русском языке употребляется термин «отреагирование». За отреагированием, как правило, следует
Hosted by uCoz