Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 541 
Next page End  

выздоровление. Это ожидание помощи, не только в избавлении от болезни, но и в удовлетворении
потребностей и надежд, неудовлетворенных ранее (потребностей в нежности, сочувствии, принятии),
приводит к формированию переноса (трансфера) . Больной переносит на врача свой прошлый опыт
отношений со значимыми
людьми, ожидания и надежды, которые существовали в этих отношениях.
Так, больной может относиться к своему лечащему врачу-женщине так же, как в детстве он относился к
матери, у которой искал помощи и поддержки в неожиданных и трудных ситуациях, он может
испытывать те же чувства доверия, преданности, восхищения и любви.
В том случае, когда пациент переносит на врача положительные чувства, связанные с
позитивным опытом взаимоотношений в прошлом, говорят о положительном переносе.
Если же
больной переносит на врача негативные чувства, связанные с прошлым отрицательным опытом
построения отношений, — чувства раздражения, недоверия, враждебности, то говорят об
отрицательном переносе. Например, это может быть связано с воспитанием в неблагополучной семье,
в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики, когда родители мало
внимания уделяют ребенку. В такой семье с первых лет жизни ребенок чувствует себя беззащитным и
заброшенным, а окружающий мир представляется враждебным и пугающим. Защищаясь, ребенок
может вступить в агрессивную конфронтацию не только с окружающими его людьми, но и с
собственными родителями, которые также несут в себе потенциальную угрозу. Если, не находя защиты
у родителей, ребенок продолжает искать у них сочувствия и помощи, то в подобной ситуации могут
складываться амбивалентные отношения с матерью и отцом: ребенок будет испытывать к ним
одновременно нежность и страх, ненависть и любовь. Впоследствии, уже во взрослой жизни, эта
амбивалентность может проявиться в структуре значимых отношений с другими людьми.
Во взаимоотношениях с врачом пациент может спроецировать на него амбивалентный
эмоциональный опыт, переживая по отношению к нему чувства настороженности и нежности, доверия
и враждебности. Переносные реакции больного — позитивные, негативные, амбивалентные —
усложняют коммуникацию с ним, влияют на эффективность взаимодействия.
Контрпроекции. Не только больной ассоциирует с образом врача прошлый опыт эмоциональных
отношений с другими людьми, но и врач бессознательно переносит на больного свои ожидания,
установки, связанные с прошлым общением. Невольно опираясь на этот опыт, врач строит отношения с
больным соответствующим образом, ожидает от пациента определенного поведения, эмоциональных
реакций. Феномен переноса врачом на больного опыта прошлых эмоциональных отношений с
соответствующими ожиданиями, установками в отношении поведения больного, называется
контрпереносом (антитрансфером). Как и перенос, контрперенос может быть положительным или
отрицательным, в зависимости от того, какие эмоции, негативные или позитивные, какие установки и
ожидания врач переносит на своего пациента. Отношения, складывающиеся между врачом и больным,
это обычно смесь реальных
впечатлений и реакций друг на друга, с одной стороны, и, с другой —
разнообразных взаимных реакций переноса, воспоминаний, ассоциаций.
Условно можно ожидать различных сочетаний переносных и контрпереносных реакций.
Например, положительный перенос больным на врача чувств, своих установок и ожиданий может
сочетаться с контрпереносом врача на больного положительного эмоционального опыта. В этом случае
врач и больной с самого начала расположены друг к другу, испытывают взаимную симпатию и доверие.
Такая ситуация обеспечивает хороший психологический контакт, взаимопонимание, эффективное
сотрудничество, и в то же время возникает вероятность формирования более близких, эмоциональных,
неформальных взаимоотношений: отношений дружбы, зависимости, любви, что может приводить к
нарушениям профессиональной этики со стороны врача. Возможно сочетание отрицательных переноса
и контрпереноса. В отношениях «врач — больной» устанавливается взаимная антипатия, непонимание,
враждебность, следствием чего явится невозможность построить доверительные взаимоотношения на
основе сотрудничества. Феномен, который в межличностных взаимоотношениях обозначается
термином «психологическая несовместимость», имеет в своей основе чаще всего взаимные
отрицательные переносы и контрпереносы. В каждой ситуации знакомства с новым человекам, при
обнаружении в отношении него определенных чувств и ожиданий полезно подумать, откуда эти чувства
и ожидания возникли, с какой ситуацией из прошлого они связаны. Понимание и устранение
переносных реакций позволяет строить отношения с реальным человеком, а не с собственным
травматичным (или, напротив, благополучным) опытом прошлого. По окончании фазы ориентации врач
получает первичное представление о больном, после чего общение «врач — больной» переходит в
третью фазу — фазу аргументации.
Фаза аргументации. Основное содержание фазы получение дополнительной информации,
Hosted by uCoz