Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 541 
Next page End  

человека, с одной стороны, и явлений материального мира, с другой — одна из труднейших проблем,
когда-либо стоявших перед человеческой мыслью.
Вопрос о соотношении материи и сознания, материального мира и духовных феноменов является
также основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, все ученые делятся на
два противоположных лагеря: идеализма и материализма.
Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную, существующую независимо от
материального мира, субстанцию. Развивая учение о душе, Платон считал, что душа первична,
существует независимо от тела; душа — это идея, вечная, бессмертная. Природа, материя
рассматриваются как вторичное, производное от духа, идей, сознания. В современных условиях
идеализм редко предстает как открытое признание особой нематериальной сущности души. Чаще всего
он представлен в виде дуализма, который берет свое начало от учения крупнейшего естествоиспытателя
XVII в. Декарта. Он ввел в психологию два понятия: рефлекса и сознания. Его дуализм заключается в
том, что он противопоставил материю и дух, считая, что материальными, рефлекторными по своей сути
являются только элементарные, психические акты, которые осуществляются машинообразно. Высшие
психические проявления, дух, сознание существуют сами по себе, независимо от мозга. На почве
дуализма в психологии XIX в. широкое распространение получила теория так называемого
психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют
параллельно, независимо друг от друга. С других позиций к сущности психических явлений подходит
материализм. С точки
зрения материализма психические явления являются результатом
жизнедеятельности материи, мозга. Материя рассматривается как первичная основа, субстрат, носитель
психики. Материалистические идеи берут свое начало от таких древнегреческих мыслителей, как
Гераклит, для которого материальным началом всего был огонь; Демокрит с его учением о мельчайших
атомах души. Но наиболее определенно материалистические тенденции в изучении психического
развил Аристотель в своем трактате «О душе». Он признает единство души и тела, сама душа мыслится
им как целое и не делимое на части. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы
познавательной деятельности, на основе которых формируются более сложные формы психического.
Он разработал учение о способностях души и гуморальную теорию темперамента, развивая таким
образом материалистические представления о душе. В материалистической психологии первичность
материи и вторичность сознания доказывается тем, что психика возникает только на определенных
этапах развития материи, а именно на ее высших ступенях — так называемое филогенетическое
доказательство. Доказательством того, что мозг является субстратом психической деятельности,
являются нарушения ее при поражениях мозга. Это — патопсихологическое доказательство. И, наконец,
онтогенетическое доказательство заключается в том, что постепенное созревание и развитие нервной
системы в процессе возрастного развития создает необходимую основу для психического развития
человека.
Таким образом, по своему субстрату психика — свойство высокоорганизованной материи. По
своему содержанию психика является отражением объективной действительности. Отражение есть
взаимодействие, при котором одни явления своими воздействиями представлены или отражены в
других. Свойство отражения присуще всей материи. Каковы особенности психического отражения?
Во-первых, это отражение идеально, так как это образ предмета или понятие, а не сам предмет.
Во-вторых,
психическое отражение —
субъективно.
Субъективность психического отражения
можно рассматривать в двух планах.
1. Любое внешнее воздействие преломляется через внутренние условия. В психическом
отражении такими внутренними условиями могут быть психические состояния, особенности нервной
системы, личности, темперамента; прошлый опыт, возраст, пол человека и др. Рассмотрим пример
такой опосредованности внешних воздействий свойствами нервной системы. Известно, что условия
стресса, повышенной ответственности по разному действуют на людей в зависимости от силы нервной
системы: у представителей слабого типа нервной системы снижается продуктивность деятельности,
повышается количество ошибок, появляется растерянность, растет тревога. При сильной нервной
системе, напротив, возникают повышение продуктивности и точности деятельности, собранность,
подавление тревоги.
2. Другой смысл субъективности психического отражения заключается в принадлежности
психического индивиду, его недоступности для постороннего наблюдения. По этому поводу известные
американские психологи Миллер, Галантер и Прибрам пишут следующее: «Восприятия, представления,
мысли, чувства — все психические явления "трагически невидимы"». Отсюда зародились
идеалистические концепции принципиальной непознаваемости психического —
агностицизм в
Hosted by uCoz