Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 541 
Next page End  

вызвать и так называемые «ятрогенные», внушенные болезни.
У человека различают развитие сенсорной речи (то есть понимание речи) и развитие
экспрессивной речи (то есть способность говорить). Способность понимать речь появляется у ребенка
уже во втором полугодии жизни, способность говорить — позже, как правило, в конце первого —
начале второго года.
Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и
устную. Устная речь по своему психологическому составу является слуходвигательной. В восприятии и
понимании речи решающее значение имеет фонематический слух, базирующийся на звуковысотной
различительной чувствительности слухового анализатора, что позволяет дифференцировать близкие по
звучанию гласные (о-¸, а-я; у-ю) и согласные (б-п; д-т, г-к; з-с; л-р). Дети при несформированности
слухоречевой дифференцировки и больные при ее нарушениях становятся нечувствительными к
различению этих близких звуков, что затрудняет восприятие и понимание речи. Устная
речь
характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются
ситуационность (она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение);
обращенность — направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая,
ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих. Если сравнить непосредственную
ситуацию диалогового общения и магнитофонную запись этого общения, то мы увидим, насколько
обедняется общение без эмоционально-экспрессивного контакта, из речи уходит контекст, зачастую
суть разговора теряется. Монологическая речь — длительное последовательное связное изложение
системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь — связная, контекстная, подчиняется
требованиям, которые предъявляются к логической мысли: она должна быть последовательной,
доказательной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию.
Примерами монологической речи являются устный рассказ, лекция, доклад, речь. Письменная речь
появилась позже устной и прошла сложный путь развития от идеографической формы к современному
алфабетическому письму. Письменная речь по своим механизмам — зрительно-слухомоторная.
Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это
требует от нее развернутости, связности, логической стройности. Письменная речь требует большей
ответственности, так как она сохраняется в роли документа.
Речь выступает не только в форме устного выражения, письма и чтения, но и в своеобразной
форме внутренней речи. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она
беззвучна. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся
положение, намерение или мысль. Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда
человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия. Соколов
убедительно показал, что как только человек сталкивается с решением мыслительной задачи, резко
возрастает электрическая активность речедвигательных мышц, что подтверждает факт наличия
внутренней речи, проговаривания «про себя». Таким образом, внутренняя речь связана, с одной
стороны, с формированием мысли, с другой стороны — с нравственным самосознанием личности, ее
совестью, установками и потребностями. В форме внутренней речи протекает мышление, возникают
намерения, планы.
Память
Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает окружающий мир,
обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем.
Память совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение
прошлого
опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает
прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставался бы в положении новорожденного, поэтому
Сеченов назвал память «краеугольным камнем развития».
Память является сложной психической деятельностью, в которой выделяют процессы
запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено;
воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть
утрата информации, которая может быть безвозвратной, полной или частичной. Существует много
подходов к классификации видов памяти. Прежде всего можно выделить 2 формы памяти:
генетическую (наследственную) и онтогенетическую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти
различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и
воспроизводится (рис. 4).
Hosted by uCoz