Navigation bar
  Print document Start Previous page
 405 of 541 
Next page End  

преимущественно на неосознаваемом уровне. Во-вторых, они искажают, отрицают или
фальсифицируют реальность. Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости.
Так, наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание — они
характерны для маленьких детей, а также для самого социально незрелого типа личности —
истероидного. Вытеснение является одной из центральных отличительных особенностей личности
больного истерическим неврозом (F44), истероидной формой психопатии (F60.4). Подростковому
возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости:
идентификация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация,
рационализация, интеллектуализация. Чаще описывают следующие механизмы психологической
защиты.
1. Вытеснение. Механизм вытеснения был описан еще Фрейдом, который считал его
центральным в формировании невротических расстройств (F40-F48). Вытеснение — это механизм
психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания,
мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные)
импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и
психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей
ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как
немотивированная тревога.
2. Отрицание
механизм психологической защиты, который заключается в отрицании,
неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как
процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как
психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве
механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и
характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не
воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и
самом себе.
3. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с
гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» — неприемлемых тенденций
на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может
быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость
могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости,
жестокости или эмоционального безразличия.
4. Регрессия
возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам
поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета,
излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных
отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой,
какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и
невротическую личность (F60.9).
5. Изоляция — отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции
блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным
переживанием в сознании не выступает. По своей феноменологии этот механизм психологической
защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно переживание утраты
эмоциональной связи с другими людьми.
6. Идентификация
защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так,
маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым
заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также
символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить
практически с любым объектом — другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и
пр.
7. Проекция. В основе механизма проекции лежит процесс, посредством которого
неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются
другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную,
ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них
ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры
ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
8. Замещение (смещение). Действие этого защитного механизма проявляется в своеобразной
Hosted by uCoz