Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 541 
Next page End  

возникновении затруднений в установлении врачебного диагноза. Разработаны схемы, по которым
проводится клинический патопсихологический эксперимент. Очевидно, что с развитием и
проникновением психологических технологий во все стороны лечебно-диагностического процесса
совершенствуются и алгоритмы патопсихологического исследования. Важным требованием к
обеспечению качества этой стороны деятельности клинического психолога является его сотрудничество
с врачом-психиатром, когда последний ставит перед психологом задачу психологической
дифференциальной диагностики. Наиболее частыми вариантами задач, которые ставятся перед
психологом, являются вопросы дифференциальной психологической диагностики при
непсихотических, личностных (F60-F69), эндогенных шизотипических (F20-F29) и депрессивных
расстройствах (F30-F39); уточнение роли органического фактора при установлении механизмов
возникновения и развития заболевания.
Для взаимодействия врача и клинического психолога при проведении дифференциально-
диагностического патопсихологического исследования в настоящее время предлагают программы
совместного обучения врачей и психологов. Этим достигается понимание врачом и психологом
предмета, принципов и задач психологической диагностики, их отличия от принципов и задач
клинической диагностики, проводимой врачом. Обеспечивается знакомство с нормативными
предписаниями создателей и пользователей психологических тестов, ознакомление с новыми методами
психологической диагностики, усовершенствование специалистов по существующим методам
психологической диагностики. Предполагают, что совместное обучение врачей и психологов будет
способствовать лучшему взаимопониманию между ними, более точному определению целей, задач и
возможностей использования психологических и клинических данных при установлении клинического
и многомерного диагноза.
Другой задачей психодиагностического исследования является определение особенностей и
степени нарушений психической деятельности. Для конкретного лечебно-профилактического
учреждения устанавливается стандарт
качества оказания лечебно-профилактической и
реабилитационной помощи, что в полной мере возможно лишь при оптимальной оснащенности кадрами
и создании необходимых условий для проведения лечения. Без учета психологических данных,
отражающих степень нарушения психических функций и сохранных сторон психики, невозможна
разработка патогенетически-ориентированных индивидуальных программ профилактики и терапии,
особенно в условиях создания бригадного подхода к оказанию психиатрической помощи.
В настоящее время для установления функционального диагноза принята обязательная оценка
следующих факторов психического функционирования: внутренняя картина болезни; отношение к
болезни и ее прогнозу; отношение к лечению; наличие дезадаптирующих интрапсихических
конфликтов; социальная компетенция; особенности сексуальной сферы; вторичные поведенческие
ограничения; личностные отклонения, влияющие на возможности лечения; ролевые нарушения;
внешние факторы функциональной недостаточности; источники трудностей и степень дезадаптации в
сферах социального функционирования.
Оценка стойкости терапевтической ремиссии невозможна без проведения «срезов»
психологических характеристик на этапах лечения и реабилитации в стационаре и полустационаре, а
также на этапе последующего диспансерного наблюдения. Возможность лечебно-профилактического
учреждения ставить соответствующие задачи перед психологом во многом определяет перспективы
реабилитации и адаптации пациентов после проводимого лечения, прогнозирования качества ремиссии
и качества жизни.
Патопсихологические исследования для оценки восстановления работоспособности являются
необходимыми условиями разработки научно обоснованных трудовых рекомендаций, выработки мер по
предупреждению снижения или утраты трудоспособности, а также определения роли и места
психологической помощи в системе мер психосоциальной реабилитации.
Психокоррекционное и психотерапевтическое направление в работе клинического психолога в
психиатрических учреждениях требует решения ряда специфических задач конкретного подразделения.
В последнее время с развитием бригадной модели оказания психиатрической помощи психолог играет
все более активную роль в обеспечении собственно терапевтических возможностей психиатрической
службы. Основными задачами этого направления деятельности клинического психолога на основе
функционального или многомерного диагноза являются: психокоррекционные мероприятия для
подготовки пациента к участию в лечебно-реабилитационном процессе; осуществление мероприятий,
облегчающих врачу-психиатру контакт с пациентом; создание условий для привлечения в процесс
терапии психосоциального потенциала ближайшего окружения больного, начиная с самых ранних
Hosted by uCoz