Navigation bar
  Print document Start Previous page
 431 of 541 
Next page End  

установок и деструкций социально-культурного мировосприятия у пациента. Наблюдение за пациентом
на этом этапе реабилитации позволяет охарактеризовать внепрофессиональные параметры деятельности
больного: общую активность, критичность, устойчивость внимания и характеристики мотивационной
сферы.
Психокоррекционная деятельность психолога включает в себя поведенческий тренинг в
сочетании с реализацией несложных социально-ориентированных заданий, одним из воздействий
которых является эмоциональная поддержка и демонстрация успеха для исключения негативных
эмоций в процессе терапии занятостью и трудовой терапии.
Главным психологическим критерием успешного завершения первого этапа реабилитации
считается появление у пациента положительного эмоционального отношения к общению с другими
пациентами, к терапии занятостью и трудовой терапии.
Второй этап реабилитации проводится на базе лечебно-трудовых мастерских и в рамках
«производственного труда». Основной задачей является возвращение больного к организованному
профессиональному труду и подготовка его к самостоятельной жизни.
Трудовая терапия и терапия занятостью на этом этапе предусматривает формирование
критического отношения к себе и своим возможностям, социально-трудовой оценки своей личности,
установок, целей и отношений. Восстанавливается способность к сотрудничеству, постановке
личностных задач, формирование трудовой перспективы.
Совместно с другими специалистами бригады, в том числе со специалистами по трудовой
терапии, клинический психолог разрабатывает рекомендации по профессиональной переориентации
пациента, в соответствии с его личностными и функциональными возможностями, профессиональной
подготовкой и жизненным опытом.
Мероприятия по профессиональной переориентации должны учитывать данные клинико-
психологического обследования пациента, динамику его социально-трудового восстановления, в
которых отражается не только степень сохранности трудовых установок и интересов, критичность,
структура внутренней картины болезни, но также понимание пациентом показаний и противопоказаний
к профессиональной деятельности на том или ином уровне, его личностную активность.
На данном этапе реабилитации результаты экспериментально-психологического обследования
пациента дополняются сведениями о его работе в условиях лечебно-трудовых мастерских, участии в
социотерапевтических мероприятиях, терапии занятостью, об отношении семьи к перспективам
трудовой деятельности, о ресурсах профессиональной и социальной поддержки пациента. Анализ
содержания структуры и динамики мотивов деятельности пациента нацелен на переход этой
деятельности к сознательно регулируемой.
Индивидуальная программа реабилитации включает психокоррекционные мероприятия,
предусматривающие ориентацию пациента на адекватные социальные отношения и профессиональную
деятельность.
Главным психологическим критерием успешного завершения второго этапа реабилитации
считают появление у пациента устойчивой потребности в межперсональном общении, осознание и
принятие им плана трудового устройства, осознание необходимости включения в трудовую
деятельность.
Третий этап реабилитации (заключительный) предполагает проведение комплекса мер,
направленных на включение пациента в самостоятельную жизнь и самостоятельный труд в
индивидуально созданных или обычных условиях профессиональной деятельности.
Для решения этой задачи, особенно при заболеваниях, сопровождающихся значительными
изменениями личности и снижением возможностей социально-трудовой адаптации, предусматривается
создание специальных общежитий для проживания пациентов, выписанных из психиатрических
стационаров и лишенных возможности самостоятельного проживания и трудового устройства. Для
бывших пациентов психиатрических клиник и инвалидов по психическим расстройствам
предусматривается организация специальных рабочих мест.
Психолог и реабилитационная бригада выступают в ряде случаев в качестве посредника между
больным и его обычным социальным и профессиональным окружением. Через активное участие в
общении и труде жизнь и деятельность каждого пациента приобретают социально значимый характер.
Для обеспечения этого процесса психолог проводит психологический анализ участия пациента в
социальной и профессиональной деятельности, учитывает индивидуальные профессиональные усилия,
способствует установлению оптимального баланса возможностей пациента и требований к нему со
стороны социального окружения. Для дальнейшего формирования у пациента устойчивой
Hosted by uCoz