Navigation bar
  Print document Start Previous page
 434 of 541 
Next page End  

психотерапевтической помощи выполняет психотерапевтический кабинет психоневрологического
диспансера. При сходстве функций психотерапевтических кабинетов различных лечебно-
профилактических учреждений такие кабинеты психоневрологических диспансеров проводят лечение
пациентов с более тяжелыми психическими расстройствами, в том числе пациентов с пограничной
патологией, сопровождающейся более выраженными, чем у пациентов поликлиник,
психопатологическими расстройствами. В соответствии с этим, увеличивается доля
психодиагностического направления работы клинического психолога по сравнению с долей
психокоррекционных мероприятий и психологического обеспечения лечебно-диагностического
процесса, который облегчается более углубленной психологической подготовкой врача-психотерапевта
и социального работника.
Следующее звено психотерапевтической помощи — в стационарных и полустационарных
психотерапевтических отделениях, в том числе специализированных стационарных отделениях для
лечения неврозов. Такие отделения могут создаваться на базе многопрофильных и психиатрических
больниц, стационаров, психоневрологических диспансеров. Их задачей является проведение
интенсивной психотерапии пациентов с хроническими тяжелыми формами невротических расстройств,
непсихотическими психическими расстройствами при органических заболеваниях головного мозга,
пациентов, для которых повседневное социальное окружение является условием декомпенсации и
эмоционального стресса настолько, что это делает затрудненной или почти невозможной их
амбулаторную психотерапию. Доминируют в таком отделении личностно-ориентированные методы, в
частности, личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Предполагается
значительная интенсификация лечебного процесса в сравнении с тем, который осуществляется
амбулаторно. Пребывание пациента в отделении в течение дня или части дня позволяет организовать
распорядок работы отделения таким образом, что практически все проводимые мероприятия носят
психотерапевтический характер. При этом нередко стирается грань между социотерапевтическим и
собственно психотерапевтическим воздействием, мотивация побуждения пациентов к участию в
психотерапии обусловлена эффективностью специфических и неспецифических мероприятий. В
отделениях используются различные виды групповой психотерапии, в проведении которой психолог
принимает даже более активное участие, чем врач-психотерапевт. Важнейшей спецификой
деятельности современного психотерапевтического отделения становится проведение
комбинированного лечения, преимущественно основанного на методах психотерапии, организация
психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества, создание интегративных
психотерапевтических программ на основе бригадного взаимодействия и модели «терапевтического
поля». Психотерапевтические отделения, создаваемые в лечебно-профилактических учреждениях,
различаются по специфике контингентов обслуживаемых пациентов.
В качестве особого звена психотерапевтической помощи выступают так называемые
психотерапевтические центры. Эти учреждения осуществляют разнообразные виды
психотерапевтической помощи, имеют кабинеты, специализирующиеся на проведении более сложных
видов психотерапии (амбулаторной, групповой, семейной, помощи детям и подросткам), а также
дневные стационары и стационарные психотерапевтические отделения. Такие учреждения
координируют психотерапевтическую и психологическую работу на определенной территории и
создают предпосылки для адекватного применения
всего комплекса психотерапевтических методов и
психологических вмешательств. В структуре психотерапевтических центров создаются клинико-
психологические подразделения, которые помимо осуществления консультативной функции
приобретают функции методического координатора работы клинических психологов сети
психотерапевтических кабинетов.
Взаимодействие клинического психолога и врача-психотерапевта при проведении
психотерапии. Дальнейшие перспективы развития психотерапевтической помощи открываются при
условии привлечения клинического психолога к проведению психотерапевтических мероприятий в
рамках бригадной модели оказания психотерапевтической помощи. Однако реализация возможностей
такого подхода в настоящее время затрудняется тем, что пока не существует разработанных моделей
взаимодействия этих специалистов. Ни врачи-психотерапевты, ни клинические психологи к такому
сотрудничеству не готовы. Более того, наблюдается стремление каждого из указанных специалистов
вытеснить другого из психотерапевтического пространства. Нередко врачи-психотерапевты определяют
в качестве основной задачи участия психологов в психотерапевтическом процессе либо проведение
только психодиагностики, либо применение вспомогательных форм психотерапии (арттерапия, телесно-
ориентированная психотерапия и пр.). При этом, как правило, врачи-психотерапевты мало используют в
Hosted by uCoz