Navigation bar
  Print document Start Previous page
 435 of 541 
Next page End  

своей работе психодиагностические заключения клинических психологов. Со своей стороны,
клинические психологи полагают, что врач должен «выписывать рецепты» или, иными словами,
проводить в основном биологические виды лечения. С одной стороны, это столкновение интересов двух
очень близких по своему профилю специалистов в рамках психотерапевтического процесса помогает
увидеть методологические проблемы самой психотерапии. Наличие проблем такого уровня означает,
что вопросы применения тех или иных психотерапевтических методов и частных подходов уже не
актуальны. Реальная практика показывает: если пациент и его психотерапевт (и врач, и психолог)
стремятся к достижению помощи, а не игре в метод (гештальт-психотерапия, психоанализ), то требуется
что-то большее, чем просто качественное применение психотерапевтической техники. С другой
стороны, возникает вопрос о смысле применения конкретного психотерапевтического подхода, который
различен для психотерапевта-врача и клинического психолога.
Существующие юридические сложности (клинический психолог не может заниматься по
действующему законодательству психотерапией потому, что это медицинская специальность, а
психолог не имеет медицинского образования), организаторы психиатрической и психотерапевтической
службы в настоящее время намерены преодолеть созданием закона «О психотерапии». Вместе с тем,
проблема взаимодействия врача и психолога в психотерапевтическом процессе приобретает гораздо
более широкий смысл. Ответ
на вопрос о сути подобного взаимодействия врача и психолога
представляется весьма важным. От его разрешения, возможно, зависят пути дальнейшего, по крайней
мере, в организационном отношении развития психотерапии и психологической помощи.
В настоящее время предлагают различные варианты решения данного вопроса.
Вариант первый. Психотерапия, осуществляемая клиническим психологом, идентична лечению
у врача-психотерапевта. Специалисты ссылаются на представления о психотерапии как
интердисциплинарной области, которая развивается совместно с медициной, психологией,
психофизиологией и социологией. Такое формирование психотерапии как специальности предполагает,
что ее представители должны знать клинические и иные основы психотерапии, в первую очередь,
психологические. Подобная аргументация вызывает сомнения, потому что современная подготовка
психотерапевтов с медицинским и психологическим образованием принципиально различна. Врачи
недостаточно образованы в фундаментальных и прикладных аспектах психологии. То же можно сказать
и о психологах по отношению к клиническим дисциплинам.
Вариант второй. Психотерапия самостоятельная специальность, прямо не зависящая от
психологии и клинической психиатрии. Недостатком данной концепции является то, что ею
игнорируются существующие теоретические предпосылки психотерапии, понимание различий между
патологией и нормой. Вместе с тем, достаточно разработаны динамическое, поведенческое и
гуманистическое направления психотерапии. В каждом из указанных направлений существуют общая
методология, собственная интерпретация патологии и нормы, теории личности, методы лечения.
Вариант третий. Психотерапия использование психотерапевтических методов по
отношению к больным, а психологическая коррекция, психологическая помощь, психологическое
консультирование — это применение психотерапевтических методов по отношению к здоровым. При
этом выделяются медицинские и психологические этапы психотерапии: «Чем больше патологии, тем
больше психотерапии, чем меньше патологии, тем больше психологии». Именно такой взгляд сыграл
важную роль в развитии психотерапии и клинической психологии в нашей стране. Недостатком
подобной точки зрения в настоящее время можно считать то, что используемый дихотомический
подход к применению медицинского и психологического вариантов психотерапевтической помощи
противоречит почти интуитивному пониманию того, что страдающему человеку нужны врач-
психотерапевт и клинический психолог одновременно.
Резюмируя рассмотренные выше точки зрения, можно прийти к выводу, что различия между
клиническим (врачебным) и психологическим подходами
к психотерапии более сложные, чем это
представляется на первый взгляд. Между ними есть и общее, и существенные различия.
Ответ на вопрос о характере взаимодействия врача и психолога в рамках психотерапевтического
процесса может быть найден при рассмотрении направленности, целей и мишеней психотерапии.
Направленность психотерапии. В самом общем смысле психотерапия врача и психолога
направлена на личность пациента и именно через личность опосредуется вся система взаимодействия.
Однако спецификой клинической (врачебной) психотерапии может быть не просто направленность на
личность вообще, а работа с теми личностными механизмами, которые так или иначе обусловлены
патологическим состоянием. Врача интересует, какие личностные процессы включены в механизм
болезни и выздоровления и как реагирует личность на болезненные проявления. Личностный аспект
Hosted by uCoz