Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 541 
Next page End  

Готовность — умение своевременно вспомнить требуемое.
Эти характеристики используют обычно, когда хотят оценить память человека как хорошую или
плохую, соответствующую норме или отклоняющуюся. На показатели памяти существенное влияние
оказывают возрастные особенности. Известно, что у детей ведущим типом памяти является образная,
которая достигает оптимальных показателей в возрасте 8-11 лет и подвержена наименьшим возрастным
изменениям. Вербальная память таких оптимальных показателей достигает в 16 лет (Рыбалко) и
сохраняется на относительно постоянном уровне до 35 лет, после чего наступает ее постепенное
снижение. Однако необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда
заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышает уровень развития
памяти не только у детей, но и у взрослых.
Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное состояние организма. В
состоянии утомления работа памяти ухудшается, затрудняется запоминание и воспроизведение. Память
снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях,
сопровождающихся интоксикацией организма.
Внимание
Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощущения, восприятия,
впечатления, знания человек получает при участии внимания в познавательных процессах. Внимание
обеспечивает большую полноту и точность восприятия.
Внимание —
сосредоточение сознания на объекте, при котором происходит отчетливое его
отражение. Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя
следующие функции:
1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;
2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет
достигнута цель;
3) регуляция и контроль протекания деятельности.
Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью
ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют 5 стадий или уровней (Блок), которые в
разной степени обеспечивают внимание (табл. 3).
Таблица 3. Уровни бодрствования мозга и внимание
ЭЭГ-характеристики
Уровни бодрствования
мозга
Показатели внимания
Неупорядоченная
высокоамплитудная
активность
Чрезмерное бодрствование
Отвлекаемое внимание
Бета-ритм, 13-18 Гц
Активное, настороженное
бодрствование
Активное внимание
Альфа-ритм, 8-12 Гц
Спокойное бодрствование
(сенсорный покой)
Расслабленное,
диффузное внимание
Тета-ритм, 4-8 Гц
Дремотное состояние
Возможны лишь
отдельные очаги
внимания
Дельта-ритм, 0,5-4 Гц
Глубокий сон
Внимание отсутствует
Как видно из таблицы, активное внимание возможно лишь на фоне активного настороженного
бодрствования. Отвлекаемость внимания возникает как на фоне расслабленного диффузного, так и на
фоне чрезмерного бодрствования. Таким образом, важнейшей основой внимания является достижение
определенного функционального состояния мозга. Однако только этих механизмов
недостаточно для
объяснения избирательности внимания. Селективное (избирательное) внимание связано с наличием
специальных механизмов, облегчающих проведение значимых раздражителей и блокирующих
проведение незначимых. В этом участвуют ретикулярная формация, гиппокамп, таламическая система,
которые изменяют возбудимость корковых клеток в соответствии с силой побуждений, мотивации.
Имеются также специальные нейроны внимания, которые реагируют в случае появления нового,
незнакомого раздражителя, а также в случае появления необычного сочетания знакомых раздражителей,
Hosted by uCoz