Navigation bar
  Print document Start Previous page
 442 of 541 
Next page End  

для отдыха позволяет переключиться на прием другого пациента. В рабочем графике выделяется время
для первичного приема (впервые обратившихся пациентов) и время для повторного приема (пациентов,
уже проходящих психотерапию). При распределении общего времени одна его треть отводится на
первичных пациентов, а две трети — на повторных. Следовательно, при общей продолжительности
рабочего дня 5 ч 40 мин, врач-психотерапевт принимает ежедневно 1-2 первичных пациентов и 2-3
повторных.
В графике работы выделяется время для групповой психотерапии. Продолжительность занятия
группы составляет в среднем 1 ч 30 мин. Перерыв после
работы с группой — 15 мин. Групповая
психотерапия может проводиться через день. Более интенсивной она бывает при наличии должности
клинического психолога, который принимает участие в ведении тренинговых групп и групповой
психотерапии. Продолжительность сеансов семейно-супружеской психотерапии соответствует
продолжительности группового занятия.
При планировании работы на неделю врач-психотерапевт вносит в свой график и проведение
других мероприятий: выделяет специальное время для осуществления мер психопрофилактики вне
психотерапевтического кабинета (лекции, встречи с населением, работа со средствами массовой
информации), клинико-терапевтических конференций, встреч с пациентами психотерапевтического
кабинета с участием клинического психолога, социального работника (специалиста по социальной
работе) и консультанта (супервизора). Планируют также осуществление психопрофилактических
мероприятий в коллективе лечебно-профилактического учреждения.
При проведении психодиагностической работы эмпирически принятой нормой является 2,5
полных исследования пациентов в день. В зависимости от особенностей лечебно-профилактического
учреждения, график работы клинического психолога может включать психодиагностические и
психокоррекционные (психотерапевтические) мероприятия с соответствующим расчетом времени.
Обучение специалистов в области клинической психологии. Процесс интеграции клинико-
психологической помощи в учреждения здравоохранения ставит задачи разработки основных
принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области клинической психологии.
Важнейшей задачей является создание и реализация так называемого непрерывного образования в виде
последовательной системы взаимосвязанных учебных программ, позволяющих осуществлять
планомерную базовую и дополнительную подготовку клинических психологов. Программы
непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по специальности
клинической (медицинской) психологии представлены в приказе Минздрава России от 26.11.96 г. ¹ 391
«О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и
психотерапевтическую помощь». Приказом Министерства образования Российской Федерации от
02.03.2000 г. ¹ 686) утверждена специальность «клиническая психология». Обучение строится на
основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по
специальности 022700 «Клиническая психология», утвержденного Министерством образования
Российской Федерации 17 марта 2000 г.
В настоящее время подготовка клинических психологов для работы в учреждениях
здравоохранения состоит из двух основных разделов: додипломная подготовка по специальности
клиническая психология в медицинских вузах, в университетах и иных высших образовательных
учреждениях и
дополнительная подготовка (переподготовка) психолога по клинической психологии в
медицинских научных и высших образовательных учреждениях.
Опыт оказания психологической помощи с привлечением психологов, имеющих
дополнительную подготовку по клинической психологии, показал достаточно высокую эффективность
их деятельности. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, сама логика и история развития
клинической психологии предполагает реальную стажировку психологов с учетом особенностей их
работы в условиях лечебно-профилактических учреждений различного профиля. Динамика развития
системы охраны психического здоровья предполагает переподготовку психологов по клинической
психологии для работы не только в учреждениях здравоохранения, но и в учреждениях образования,
социального обслуживания, социальной защиты и др.
Клинический психолог должен профессионально владеть всем спектром подходов и методов,
которые обеспечат его успешную психодиагностическую и психокоррекционную работу с различными
категориями пациентов, обратившихся за помощью в указанные учреждения. Это не исключает в
дальнейшем необходимости усовершенствования клинических психологов в условиях
специализированных клиник.
Учитывая значительный дефицит кадров клинических психологов, существующая система
Hosted by uCoz