Navigation bar
  Print document Start Previous page
 444 of 541 
Next page End  

3.
Послевузовское очное или очно-заочное
дополнительное образование по
специальности «Клиническая психология»
продолжительностью до 2 лет в
учреждениях последипломного
образования, имеющих лицензию на
проведение послевузовского образования
Диплом о переподготовке
4.
Циклы общего и тематического
усовершенствования по дисциплинам
клинической психологии
Удостоверение о прохождении цикла
Для психолога, обучающегося на факультете клинической психологии, послевузовское
дополнительное образование (очное или очно-заочное) продолжается до 1 года; для выпускника
факультета психологии другой специализации — до 2 лет, для психолога, имеющего второе высшее
образование (укороченная программа высшего образования) — до 2 лет. Кроме того, допустимо
обучение специалиста по клинической психологии с другим базовым высшим образованием,
защитившего кандидатскую диссертацию по психологической специальности, путем переподготовки
продолжительностью до 2 лет.
Содержанием дополнительной подготовки (переподготовки) психологов по клинической
психологии является освоение теоретико-методологических, клинических, нейрофизиологических и
психологических основ клинической психодиагностики, психотерапии и психокоррекции,
психопрофилактики в различных клинических группах пациентов. Основными принятыми формами
последипломного обучения являются лекции, практические занятия, семинары, научно-практические
конференции и др.
В последнее время больше внимания обращается на необходимость расширения выбора методов
обучения психологическим основам психотерапии для освоения учащимися психотерапевтических
техник. Необходимость использования таких форм подготовки и повышения квалификации, в которых
акцент был бы сделан на развитие чувствительности клинического психолога к явлениям и процессам,
происходящим в его взаимоотношениях с пациентом, оправдывается необходимостью развивать умение
использовать обратную связь с пациентом, организовать гибкое и эффективное общение, осознание
психологом влияния собственных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений с
пациентом.
В разной степени этим целям соответствуют формы обучения в тренинговых
психотерапевтических группах. На участие в тренингах при дополнительном образовании отводится
более 500 ч. Тренинговые психотерапевтические группы можно разделить на следующие типы:
методические тренинговые группы, ориентированные на обучение методам психотерапии; тренинговые
группы,
ориентированные на групповую динамику; тренинговые группы, ориентированные на
личностное развитие.
Цель методических тренинговых групп — овладение отдельными методами и приемами
психотерапии. У клинического психолога должно быть создано представление о диагностическом и
терапевтическом потенциале отдельных методик в работе с различными контингентами больных.
Оптимальная численность участников методических тренинговых групп — 10-15 человек. Общая
продолжительность работы группы зависит от метода психотерапии.
Цель тренинговых групп, ориентированных на групповую динамику (динамические тренинговые
группы), заключается в ознакомлении участников с групповой динамикой на собственном опыте,
повышении чувствительности к групповым процессам, усвоении навыков распознавания и анализа
групповых феноменов, а также использовании групповой динамики в психотерапевтических целях.
Оптимальная численность динамических тренинговых групп — 10-12 человек. В такие группы могут
включаться специалисты разного уровня подготовки. Продолжительность занятий в группах — не
менее 24 ч, оптимальная продолжительность — 40 ч.
Тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие (личностные тренинговые
группы), имеют различные названия: лабораторный тренинг, тренинг сенситивности, группы развития
личности, группы личностного роста и т. д. Личностное развитие, личностный рост, основанный на
самопознании, является непременным условием профессионального совершенствования клинического
психолога. Основной целью групп личностного роста является развитие самопознания — познание
самого себя, становление адекватной самооценки, отношения к себе, развитие саморегуляции.
Hosted by uCoz