Navigation bar
  Print document Start Previous page
 445 of 541 
Next page End  

Оптимальная численность групп личностного тренинга — 10-12 человек. Продолжительность занятий
— не менее 30 ч (оптимально — 60 ч). Опыт показывает, что наиболее эффективной формой
организации работы является марафон (несколько дней подряд по 8-10 ч).
В качестве эффективной формы подготовки клинических психологов получают распространение
группы Балинта. Занятия проводятся в малых группах (до 12 человек). Каждый должен принять участие
не менее чем в 30 занятиях, во время которых обсуждаются проблемы, реально возникающие у
психотерапевтов в процессе проводимой ими индивидуальной и групповой психотерапии. Каждый
участник занятий представляет несколько подобных ситуаций из своей практики. Возникающие
проблемы обсуждаются группой (различные способы понимания ситуации, анализ поведения
клинического психолога в его взаимоотношениях с пациентом и др.).
Важнейшим компонентом подготовки в области психотерапии является супервизия — надежный
способ повышения качественной психотерапевтической подготовки. В отличие от врачей-
психотерапевтов, супервизия при обучении клинического психолога затрагивает два основных аспекта
работы: проведение психодиагностики и использование психотерапевтических методов.
В зависимости от этапа обучения или предпочтений преподавателя и учащегося могут
использоваться различные соотношения таких технических подходов, как дидактический или
когнитивный, поведенческий, гуманистический, динамический или личностный.
Дидактический подход позволяет заполнить пробел в знаниях и опыте клинического психолога
при их прямой передаче или с помощью активного совместного обсуждения проблем. Подвергаемый
супервизии получает рекомендации и указания по проведению работы в клинике, диагностике
личности, определению и выбору психотерапевтических мишеней и методов.
В центре такой ориентации на обучение главным объектом анализа является пациент. Данный
вариант супервизии применяется на начальных этапах обучения. Преобладание такого подхода к
супервизии может, однако, приводить к недостаточному формированию инициативы и
самостоятельности обучаемого клинического психолога.
Поведенческий подход позволяет учащемуся перенять конструктивные способы мышления и
поведения преподавателя, который на основе моделирования и положительного подкрепления ускоряет
освоение нового опыта. Однако и при этом подходе супервизор занимает лидирующую, директивную
позицию, что ограничивает развитие индивидуального стиля проведения психотерапии.
Динамический или личностный подход наполнен обсуждениями с супервизором незамеченных
вначале и обнаруженных супервизором мешающих психотерапии установок, эмоциональных реакций,
стереотипов поведения как у пациента, так и у обучаемого клинического психолога. Следует
подчеркнуть, что в данных случаях речь идет лишь о выявлении у обучаемого «слепых пятен», а не об
анализе и интерпретации его неосознаваемых эмоциональных и защитных реакций.
Необходимым элементом обучения является также гуманистический подход, позволяющий
супервизору создать доверительную атмосферу отношений с обучающимся, учебный союз по типу
сотрудничества, совместного исследования психотерапевтического процесса с использованием при
необходимости эмоциональной поддержки и эмпатической проработки переживаний клинического
психолога. В ряде случаев полезным оказывается использование аудиовидеозаписи, анализ которой
позволяет прояснить некоторые стороны психотерапевтического процесса.
Важной формой супервизии, особенно на начальном этапе обучения, является групповая
супервизия по типу балинтовских групп.
Супервизия в ходе психотерапевтической подготовки клинических психологов осуществляется в
три этапа, и в соответствии с образовательным стандартом,
ей отводится не менее 150 ч. Из них
примерно 50 ч отводится на супервизию психодиагностической работы и около 100 ч —
психокоррекционной и психотерапевтической деятельности. Супервизия психотерапевтической работы
проводится в три этапа.
На первом, «вводном», этапе (не менее 35 ч) супервизия проводится в рамках балинтовских
групп. На втором, «базисном» этапе (также не менее 35 ч) предпочтительна индивидуальная форма
супервизорских консультаций, в ходе которых супервизор активен, прибегает иногда к встречам с
пациентом для уточнения и прояснения клинической или психотерапевтической ситуации,
осуществляет корректирующий консультативный диалог с клиническим психологом. На третьем,
«продвинутом», этапе (не менее 30 ч) супервизор предоставляет инициативу в обсуждении процесса
психотерапии самому психологу, способствуя развитию у него творческого подхода к терапии,
поддерживает более свободное поведение в диалоге с супервизором. Материалом для обсуждения и
анализа являются записи клинического психолога о своих встречах с пациентом. Результаты супервизии
Hosted by uCoz