Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 541 
Next page End  

трудностями включения в работу и крайне низкой продуктивностью внимания. Устойчивость внимания
подвержена также суточным и недельным колебаниям. Наиболее высокие показатели устойчивости
внимания и, соответственно, умственной работоспособности наблюдаются в период с 10 до 12 часов и с
16 до 18 часов дня. Недельная динамика характеризуется повышением устойчивости внимания от
понедельника ко вторнику, поддержание его на относительно высоком уровне в последующие дни
недели и снижением в пятницу, особенно к концу рабочего дня. Устойчивость внимания зависит от
возраста человека. Так, например, у детей способность к длительному сосредоточению ниже, чем у
взрослых. Ребенок в возрасте 6-7 лет может поддерживать устойчивое внимание не более чем в течение
20-25 мин, у взрослых этот период существенно больше и во многом зависит от характера деятельности
и других факторов, о которых упоминалось выше.
Переключаемость внимания,
его гибкость заключается в способности быстро выключаться из
одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Высокая
переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение с одного объекта на другой.
Переключаемость внимания помогает быстро ориентироваться в новой незнакомой ситуации, быстро и
легко переходить от одной работы к другой, от одного объекта к другому, после отдыха включаться в
работу.
Качествами, противоположными переключаемости, являются ригидность, вязкость,
«застревание» внимания, склонность к детализации, которые могут проявляться как индивидуальная
особенность, в основе которой лежит подвижность нервных процессов. Эти качества могут быть и
следствием патологических изменений, например, при эпилепсии. Плохая переключаемость внимания в
житейском смысле слова определяется как рассеянность. В ряде случаев рассеянность может быть
обусловлена высокой сосредоточенностью человека на какой-либо проблеме. Так, человек,
озабоченный какой-то профессиональной проблемой (скажем, состоянием тяжелобольного пациента),
придя домой, не может переключить свое внимание на домашние дела, постоянно мыслями
возвращается к этой проблеме, проигрывает и переосмысляет ее вновь и вновь. Профессиональная
деятельность врача предъявляет высокие требования к переключаемости внимания, когда в процессе
приема постоянно приходится переключать свое внимание от одного пациента к другому.
Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре
внимания, дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий, следить за
несколькими объектами сразу. В практической деятельности человека совмещение нескольких действий
встречается повсеместно: водитель управляет автомобилем, наблюдает за пассажирами в салоне, иногда
при этом слушает музыку; домохозяйка слушает радио и готовит обед; шахматист ведет сеанс
одновременной игры сразу на нескольких досках. В каких ситуациях возможно распределение
внимания? Чаще всего в тех случаях, когда одна из деятельностей автоматизирована и фактически
выполняется без участия внимания. В профессиональной деятельности, следовательно, чем больше у
человека выработано навыков, автоматизмов, тем чаще он может одновременно выполнять несколько
действий, добиваясь при этом высоких результатов. Как было показано Платоновым на примере летной
работы, пилоты, владеющие распределенным вниманием и использующие распределение, а не
переключение внимания на самых ответственных участках полета (взлет и посадка), отличаются более
высокой скоростью, точностью и надежностью деятельности.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть
одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Один момент
— это время, равное 0,07 сек, время одного короткого взгляда при тахистоскопическом предъявлении.
Чем больше предметов воспринимается при этом, тем больше объем внимания. Объем внимания
взрослого человека — 5-7 простых, не связанных между собой объектов (букв, цифр, геометрических
фигур). Количество сложных, связанных между собой объектов, объединенных в осмысленное целое,
может быть гораздо больше.
Концентрированность внимания степень сосредоточенности, она представляет собой
единство двух признаков: интенсивности внимания и его узости. Высокая степень концентрации на
одном объекте или проблеме означает сужение поля внимания, уменьшение его объема.
Развитие внимания характеризуется постепенным становлением произвольного внимания в
детском возрасте, что проявляется в увеличении длительности игр и занятий ребенка. Так, по данным
Рубинштейна, максимальная длительность игры ребенка в возрасте от 6 мес до 1 года составляет всего
14,5 мин, в 3-4 года — 50 мин, а в 5-6 лет — 96 мин. Вместе с этим уменьшается количество отвлечений
внимания с 3,7 за 10 мин игры в 3 года до 1,1 в 5-6 лет. Это создает готовность к школьному обучению.
В период школьного обучения наиболее частой причиной трудностей в учебе и неуспеваемости
Hosted by uCoz