Navigation bar
  Print document Start Previous page
 463 of 541 
Next page End  

Интернальность в области
семейных отношений (Ис)
Считает ответственным себя за
события, происходящие в его
семейной жизни
Считает не себя, а своих партнеров
причиной значимых ситуаций,
возникающих в его семье
Интернальность в области
межличностных
отношений (Им)
Считает себя ответственным за
удовлетворяющие его отношения с
окружающими, и если они
складываются негативно, то
причину ищет в недостатках своих
действий
Считает, что отношения с
окружающими определяются
факторами неподконтрольными его
воле и являются результатом
стечения обстоятельств, действий
окружающих и их личностных
особенностей
Интернальность в
отношении здоровья и
болезни (Из)
Считает себя ответственным за свое
здоровье, если болен, обвиняет себя
и полагает, что выздоровление во
многом зависит от его действий
Считает болезнь и здоровье
результатом случая и надеется на то,
что выздоровление придет в
результате действий других людей,
прежде всего врачей
Таблица 27. Статистические характеристики опросника
Показатели
Средние
значения
Стандартные
отклонения
Ио
33,4
23,4
Ид
6,2
8,3
Ин
8,4
7,9
Ис
3,6
7,1
Ип
11,8
8,1
Им
2,4
4,4
Из
4,4
3,5
(по данным Бажина Е. Ф. и соавт., 1984)
Практикум по нейропсихологии
Практическая направленность нейропсихологии во многом сопряжена со способностью
адекватно качественно и количественно отражать нервно-психические расстройства, вызванные
различными поражениями головного мозга, либо на основании зафиксированных изменений со стороны
психических функций прогнозировать кортикальную или субкортикальную локализацию очага
поражения. По отношению к детскому возрасту практическая проблематика часто смещается в сторону
оценки функциональной недостаточности отдельных систем развивающегося мозга, специфики их
гетерохронного становления, учета зоны ближайшего развития. Это позволяет нейропсихологу давать
аргументированное заключение о готовности ребенка к школе, необходимости тех или иных
коррекционных или реабилитационных мероприятий, лучшем построении учебных программ в общих и
специализированных образовательных учреждениях и т. п.
Подобные задачи могут эффективно решаться только при владении конкретными методами и
приемами, избирательно чувствительными к многочисленным формам когнитивных, мнестических,
аффективно-мотивационных, двигательных и личностных расстройств, вызванных локальными
поражениями мозговой ткани. Правильное толкование полученных в результате нейропсихологической
диагностики качественных и количественных показателей предусматривает знание типичных
симптомов, синдромов и нейропсихологических факторов, обобщенно репрезентирующих основную
смысловую нагрузку в работе функциональных систем мозга или нейронных ансамблей. Принципы
динамической системной локализации функций и полимодальность феноменологии психических
расстройств при локальных поражениях мозга являются обязательными теоретическими
предпосылками как при общем подходе к любому клиническому случаю, так и при интерпретации
конкретного болезненного проявления.
Разработанные в соответствии с упомянутыми принципами комплексы стандартизированных
методик обычно рассматриваются как целостные, логически упорядоченные психометрические батареи.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является препятствием для комбинирования приемов,
Hosted by uCoz