Navigation bar
  Print document Start Previous page
 464 of 541 
Next page End  

заимствованных из различных источников, если это отвечает конкретным диагностическим целям.
Примером классического воплощения творческого подхода к системному отражению нарушений
высших психических функций является комплекс (батарея) методов качественного синдромального
анализа, традиционно связанная с именем Лурия. Получив мировое признание, этот комплекс в
дальнейшем подвергался некоторым изменениям и пересмотрам, из последующих версий наиболее
известна нейропсихологическая батарея Лурии-Небраски, критикуемая за известную вульгаризацию
исходных теоретических посылок и концептуальных принципов Лурии, а также в связи с избыточной
формализацией количественного подхода по отношению к регистрируемым изменениям со стороны
психики.
Вместе с тем в последние годы именно количественный подход шкальных оценок, при котором в
роли критериев выступают детализированные балльные градации выполнения проб, становится одним
из ведущих направлений в совершенствовании нейропсихологического диагностического
инструментария. При этом признаком ухудшения оценки являются либо действительно доступные для
точного измерения количественные параметры (например, время выполнения пробы или число
допущенных ошибок), либо качественные признаки, присутствие которых характеризуется экспертами
как более тяжелое последствие поражения мозга. В последнем случае, при совокупном или
индивидуальном клиническом опыте, для критики всегда остается открытым вопрос об адекватности
отнесения данного балла определенному качественному признаку.
По мнению Вассермана, основные требования, которым должен соответствовать набор
нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач, состоят в следующем.
1. Избирательная надежность и валидность в отношении тех высших психических функций,
характеристика нарушений которых позволяет оценить их значение в динамике лечения. Это
требование позволяет минимизировать количество самих проб.
2. Доступность для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому, что
предполагает стандартизацию проб на нормативной выборке с учетом образовательного и культурного
уровня лиц, из которых она состоит.
3. Включение в набор проб, отражающих не только выраженные и средние по тяжести
нарушения высших психических функций, но и слабовыраженные, не обнаруживаемые при обычном
клинико-психологическом исследовании (с помощью сенсибилизированных приемов).
4. Пригодность для сравнительной характеристики нарушений высших психических функций в
динамике лечения и реабилитации, что достигается стандартизацией процедуры исследования.
5. Согласованность качественного, структурного анализа регистрируемого синдрома с
количественной оценкой выраженности расстройств высших корковых функций.
6. Возможность привлечения для целей нейропсихологической диагностики
патопсихологических и тестовых методик, не включаемых в стандартный набор.
Помимо подобных специфических для нейропсихологической диагностики требований, на нее,
как на психологическую диагностику, распространяется и система правил отношения к испытуемому
или пациенту как объекту исследования: индивидуальность подхода, всесторонность и целостность
охвата исследуемых процессов, функций и состояний, оптимальность выбора стратегии исследования,
приверженность этическим нормам.
Для практических упражнений предложены образцы известных нейропсихологических
диагностических процедур, характеризующих различные аспекты анализа связи между возможными
отклонениями психических функций и вариантами их системной динамической локализации в
головном мозге человека, а также различные варианты подхода разработчиков методик к формам их
воплощения. Поэтому данный практикум не может рассматриваться как исследовательская батарея, а
лишь как иллюстрация к ряду направлений нейропсихологической диагностики.
Общее описание больного (по Глозман)
В ходе стандартизированной беседы с больным оценивают состояние трех областей
психического функционирования: ориентировки в месте, времени, деталях своего анамнеза;
критичность; адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования. При этом
регистрируют наличие или отсутствие следующих симптомов:
1) нарушение ориентировки во времени;
2) нарушение ориентировки в месте нахождения;
3) дефекты воспроизведения анамнеза заболеваний, биографических данных;
Hosted by uCoz