Navigation bar
  Print document Start Previous page
 467 of 541 
Next page End  

Сложности формирования зрительных представлений, вызова образов, хранящихся в
долговременной специфической памяти, также могут служить основой для суждения о дефекте
зрительного гнозиса. Больному или испытуемому обычно предлагают представить и описать несколько
предметов, часто встречающихся в обыденной жизни (например, телефон, стул, огурец).
Акустический гнозис. Исследования этой функции, помимо относительно простых проб на
запоминание и воспроизведение различных ритмических структур, настукиваемых ладонями или
карандашом по столу (данная проба не может использоваться, если у больного уже зарегистрированы
персеверации, не связанные со «специфическими» нарушениями), предполагают наличие
звуковоспроизводящей техники, обычно магнитофона, на котором могут быть записаны сложные
акустические раздражители (шум проезжающей машины, льющейся воды, голоса животных и птиц),
либо широко известные и узнаваемые в норме мелодии (первые фразы песен). Пробы на
воспроизведение звуковых ритмов могут рассматриваться и как примеры исследования сукцессивного
фактора.
Значительную роль при диагностике аритмии, слуховой агнозии или амузии играет сохранность
слухового внимания, дефекты которого могут приводить к быстрой утрате или перепутыванию
предъявленных образцов, к потере смысла и значения предметных звуков.
Исследование звуковысотной чувствительности возможно лишь с использованием специальной
аппаратуры.
Соматосенсорный гнозис. Благодаря чрезвычайно сложной и полимодальной организации
кожно-кинестетического анализатора, для диагностики расстройств со стороны его коркового звена
могут использоваться различные приемы, направленность которых обусловлена спецификой
возможных клинических проявлений — как со стороны различных качественных составляющих
симптомов и синдромов, так и с позиции высоты очага поражения теменных долей.
Для установления самой распространенной формы расстройства соматосенсорного гнозиса —
тактильной агнозии, применяются пробы на ощупывание плоских и объемных предметов с закрытыми
глазами. В качестве стимулов могут использоваться самые разные подручные материалы — ключ, очки,
небольшие игрушки, специально вырезанные из фанеры или плотного картона профили легко
опознаваемых на ощупь геометрических фигур (квадрата, круга, звезды). Предпочтительно в наборах
предъявляемых для этих целей предметов иметь такие, которые для здорового человека заметно
отличаются по характеру (текстуре) своей поверхности.
Для анализа более простых компонентов соматосенсорного гнозиса используются
прикосновения к различным частям тела с просьбой определить место прикосновения или дистанцию
между точками двух одновременных касаний (для проведения второго варианта пробы обычно
пользуются специальным циркулем, позволяющим количественно оценивать индивидуальные
пороговые показатели и сравнивать их с нормативными данными для данного участка тела). Если
человек имеет тенденцию игнорировать один из двух одновременных касаний к симметричным точкам
на двух руках, то это может свидетельствовать о расстройствах тактильного симультанного синтеза или
расстройствах соответствующего специфического внимания.
Если в процессе клинического обследования предложить больному показать части собственного
тела или описать их расположение в пространстве с закрытыми глазами и выясняется, что подобная
задача для него невыполнима (это обычно имеет отношение к левой половине тела), можно говорить о
признаках аутотопагнозии, вызванной поражением правой верхнетеменной доли мозга.
Память. Нейропсихологические методы исследования памяти предполагают две задачи:
выявление расстройств специфической и неспецифической памяти. Первые эффективно оцениваются
при пробах, оперирующих соответствующим анализатору качеством раздражителя (зрительные,
акустические, тактильные и др.). Оценка вторых может производиться по совокупности результатов
нескольких проб, не оставляющих сомнения в уровне поражения функциональных структур мозга. В
любом случае предъявление материала для запоминания будет опосредоваться работой одного или
нескольких анализаторных систем.
Помимо информации, черпаемой из беседы с больным, часто встречаемых и разнохарактерных
жалоб на расстройства памяти (например, по типу Корсаковского синдрома (F04)), количественная
оценка последних обычно производится с помощью тестов на кратковременное или долговременное
произвольное запоминание: возрастающих числовых рядов, наборов слов, бессмысленных слогов,
фигур или предметов, небольших рассказов, ритмов или музыкальных отрывков, серий движений.
Некоторые из этих проб могут проводиться как в зрительном, так и вербально-акустическом вариантах.
Расстройства мотивационного компонента памяти, связанные с поражениями мозга, хуже
Hosted by uCoz