Navigation bar
  Print document Start Previous page
 469 of 541 
Next page End  

в коре одного из полушарий.
Мышление. Разнообразие диагностических приемов, оценивающих расстройства мышления при
мозговых поражениях, определяется многогранностью аспектов самого «интеллектуального» из
гностических процессов, большим числом его форм и составляющих операций. Часто доминирование в
стимульном материале образных или вербально-логических компонентов является определяющим
обстоятельством для суждения об эффективности функционирования правого или левого полушария,
либо их взаимодействия.
Традиционными пробами, оценивающими качественные и количественные стороны
мыслительной деятельности, являются: классификация понятий или образов, стратегия которой своими
предпосылками уходит в доминантность левой или правой гемисферы; исключение (лишнего) понятия
или образа, для чего необходима операция поиска обобщающего фактора части предъявляемых в
задании стимулов; поиск аналогий, предусматривающий необходимость установления логических
связей между предлагаемыми парами понятий; понимание смысла рассказов, сюжетных картин,
переносного смысла пословиц, поговорок, метафор, морали басен и юмора. Результаты последней серии
заданий, помимо мозговой организации собственно мыслительных операций, несут на себе отпечаток
зависимости от уровня образования, особенностей воспитания и социального опыта, который должен
учитываться еще до начала обследования. Так же нужно интерпретировать и понимание больным
логики последовательных событий, устанавливаемых по упорядочиванию целостной серии сюжетных
картин.
Калькуляционная функция занимает особое место в ряду мыслительных операций.
Инструментальная реализация может быть представлена как простыми арифметическими примерами,
так и достаточно сложными математическими задачами.
В процессе исследования мыслительной деятельности нейропсихолог должен помимо
количественных параметров анализировать и качественные стороны исполнения пробы — наличие
персевераций при выполнении счетных операций, необходимость внешней стимуляции при
аспонтанности в интеллектуальной деятельности, невозможность организации исполнения заданий
теста как программы.
Речь. Речь является во многом отражением мыслительных процессов и обусловлена работой
многих мозговых механизмов, каждое звено которых несет относительно самостоятельную нагрузку.
Поэтому внешне сходные проявления речевых расстройств (в частности афазий (R47.0)) могут быть
последствием повреждения разных функциональных систем мозга.
Дифференциально-диагностическими приемами, результаты которых могут сыграть роль в
отнесении фиксируемых симптомов к синдрому той или иной формы афазии, являются следующие:
— характеристика спонтанной речи, которая может определяться в диалогическом исследовании
по серии стандартных вопросов (цель — оценка речевой активности, снижение которой возможно,
например, при динамической афазии);
— называние предметов или предметных изображений, забывание которых (но не искажение
звукового состава слова) вероятно при амнестической афазии;
— пробы на автоматизированную речь (проговаривание таких «шаблонов», как числовые ряды,
дни недели, месяцы), имеющие значение при грубой афферентной моторной афазии;
— пробы на понимание значения слов (исключение отчуждения смысла слов), выявленные
дефекты которого могут свидетельствовать о признаках рецептивной афазии;
— пробы, включающие сложные обороты речи, отражающие различные варианты
пространственно-временных и других отношений между представленными понятиями (родительного
падежа, раньше/позже, над/под, инвертированных конструкций), непонимание которых типично для
семантической афазии.
К расстройствам, в структуре которых речь играет ведущую роль, относятся письмо и чтение. К
аграфическим и алексическим ошибкам, выявляемым при соответствующих пробах, относятся
литеральные или вербальные параграфии, чтение по «догадке», паралексии, перескакивание взора с
одного участка текста на другой или игнорирование одной половины поля зрения (текста). Одной из
чувствительных проб по оценке способности обрабатывать письменную речевую информацию является
проба на чтение текста (или классификация букв), написанного разными шрифтами. Важной
дифференцирующей процедурой выявления способности больного на вербальном уровне
принципиально понимать (но не акустически исполнять понимаемое) является раскладывание подписей
под сюжетными картинками.
Ни одна из нейропсихологических проб на речевые расстройства, вырванная из контекста всего
Hosted by uCoz