Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 541 
Next page End  

функцию эмоций обращает внимание Симонов, который пишет, что возникновение эмоционального
фона восприятия позволяет решать ряд жизненных задач (например, задача выбора спутника жизни,
если бы мы решали эту задачу путем анализа всех сторон, достоинств и недостатков претендента, мы ее
не решили бы никогда), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой
среды.
Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции.
Так, интерес
«приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и
ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных
психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных,
ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях
и т. п.).
В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на
результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на
продуктивность деятельности отражает закон Йеркса—Додсона (по имени американских
исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального
подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем,
после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного
фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (рис. 6).
Рис. 6. Графическое отображение закона Йеркса—Додсона.
Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями;
мимические, пантомимические движения позволяют
человеку передать информацию о своем
отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции
выполняют коммуникативную функцию.
Эмоции — сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.
1. Физиологический — представляет изменения физиологических систем, возникающие при
эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах,
гормональные и др.).
2. Психологический — собственно переживание (радость, горе, страх и др.).
3. Поведенческий — экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).
Первые два компонента эмоций — это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри
организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря
третьему компоненту — поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило,
требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека
необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых
приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег,
шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.). В связи с этим Бойко вводит такое понятие,
как формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, отрицательную или
нейтральную энергию состояний и поведенческих актов. Он выделяет устойчивые индивидуальные
стереотипы эмоционального поведения — «эйфорическая активность вовне», «рефрактерная активность
вовнутрь», «дисфорическая активность вовне». «Эйфорическая активность вовне» характеризуется тем,
Hosted by uCoz