Navigation bar
  Print document Start Previous page
 515 of 541 
Next page End  

Опросник для исследования стадий психотерапии URICA (The University of Rhode Island Change
Assessment Scale),
создан группой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов XX
века. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышление,
размышление, действие и сохранение). С помощью методики можно проводить непрерывное
исследование отношений и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой
стадии изменений. На основании результатов исследования определяется стадия психотерапевтического
процесса, на которой находится в данный период пациент, или выделяются характерные признаки
нескольких стадий. Первоначально методика исследования стадии психотерапии предназначалась для
описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих психотерапию. Однако она
является общей по своему содержанию, так как пациенты должны ответить на вопросы относительно
имеющейся проблемы. Методика использовалась для измерения стадий терапии, связанных с большим
кругом поведенческих проблем. Стадии терапии являются важнейшим аспектом, которому до недавнего
времени не уделялось достаточного внимания как в литературе, так и в конкретных исследованиях.
Методика описывает содержание стадий психотерапии, основанное на их последовательности.
Цель методики заключается в том, чтобы отнести пациента к той или иной стадии терапии, выделяя
шкалы, по которым он обнаруживает наибольшие показатели. Первые исследования стадий
психотерапии свидетельствовали о том, что пациенты в каждый конкретный момент могут находиться
только на одной стадии терапии. Однако позднее выяснилось, что пациент может находиться
одновременно более чем на одной стадии.
Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют собой серьезные
проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще всего готовность к изменениям
рассматривается как наличие или отсутствие
мотивации. Была выдвинута концепция изменения как
стадиального феномена. Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для
которого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недостаточная активность)
до размышления над проблемой (которое связано с серьезными намерениями и принятием решений).
Стадия действия сопряжена с усилением активности, последняя стадия успешных изменений — стадия
сохранения — представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закрепление новых
форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными шкалами методики предполагает
простейшую модель поведения; смежные пункты более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от
одного элемента к другому можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как
случайность или неожиданность.
Методика включает 32 пункта, предназначенных для измерения четырех стадий терапии. К
каждой стадии относится 8 высказываний, которые оцениваются пациентом по 5-балльной шкале: 1 —
не соответствует; 2 — едва соответствует; 3 — соответствует в достаточной степени; 4 — сильно
соответствует; 5 — очень сильно соответствует. Любое высказывание содержит описание того, что
человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных
проблем. Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизированные показатели (Т).
Основные стадии терапевтических изменений. 1. Стадия предразмышления. Большинство
больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих
проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам
Прохазка, «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы». Больной не испытывает
желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам
способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья,
коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием
окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к
психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении — до тех пор, пока
сохраняется давление на него со стороны значимых людей. Пациенты, находящиеся на стадии
предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных
намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы — отличительная черта
данной стадии. Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:
«Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне
никакого отношения».
«Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах».
2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно
ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой
важный аспект стадии размышления — взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением.
Hosted by uCoz