Navigation bar
  Print document Start Previous page
 531 of 541 
Next page End  

затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
5. Структурирование. Руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила
и показывает группе наилучший путь.
6. Критика. Руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее
насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
7. Чувства членов группы. Руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и
реакции на происходящие события.
8. Чувства руководителя. Руководитель выражает свои собственные чувства.
9. Личный опыт руководителя. Руководитель рассказывает группе о своем личном опыте,
имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
10. Кларификационные и конфронтационные вопросы. Руководитель спрашивает членов группы
о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое
поведение больше объясняют или защищают.
11. Вопросы по групповой динамике. Руководитель поощряет участников группы к тому, чтобы
они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более
широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
12. Атмосфера группы. Руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом
интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает
внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций
является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о
происходящем. (Следующие две категории представляют собой ясные и четкие интерпретации).
13. Интерпретация групповой ситуации. Руководитель интерпретирует взаимодействия группы,
которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в
группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы,
руководитель объясняет поведение этого участника относительно того, какое это имеет значение в
контексте группового взаимодействия.
14. Интерпретация поведения отдельного участника группы. Руководитель интерпретирует
события и поведение отдельных членов группы. Объясняет их поведение как противодействие или
защиту, как выражение страха, вины или злости, или как реакцию на определенные прошлые события.
Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, эту
категорию нельзя точно отличить от 13-й категории.
15. Личная жизнь вне группы. Руководитель поощряет членов группы поговорить о себе как об
индивидуумах. Если участники говорят о себе и своей жизни вне группы, то руководитель
поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому,
чтобы они говорили о себе как об индивидуумах.
16. Прошлое и семья. Руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о
значимых событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, братьям и сестрам.
17. Изменение поведения. Руководитель поощряет членов группы поговорить о тех аспектах
своего поведения, которые они хотели бы изменить.
18. Невербальные методы. Руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
19. Разыгрывание ролевой ситуации. Руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации
(психодраматический метод).
В бланк заносится частота выборов того или иного способа поведения психотерапевта, как
предпочтительных, так и оптимальных выборов (колонки 3 и 4), а затем строится график. График может
быть построен либо на основании только оптимальных выборов, либо и оптимальных, и
предпочтительных.
Методика также позволяет выделить характерные для психотерапевта ориентации по ряду
параметров:
1. Директивность — недирективность.
2. Вопросы — разъяснения.
3. Конфронтация — поддержка.
4. Ориентация на группу — ориентация на индивида.
Директивность: 1, 2
Недирективность: 4, 5, 6
Вопросы: 7, 10, 11
Разъяснения: 8, 9,13, 14
Hosted by uCoz