Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 541 
Next page End  

Рис. 9. Схема основных характеристик человека как личности.
Рассматривая основные свойства человека как субъекта деятельности, следует отметить, что
исходными характеристиками в этой сфере являются сознание (как отражение объективной
действительности) и деятельность (как преобразование действительности).
Анализ становления основных видов деятельности в онтогенезе показал, что первичной
деятельностью ребенка можно считать познание как процесс отражения человеком мира,
осуществляемого посредством сенсорно-перцептивных и вербально-логических систем.
Второй важнейшей формой деятельности является общение. Именно благодаря развитию
познания и общения, их взаимодействия, возникает такая синтетическая форма деятельности, как
игровая, которая является, таким образом, результатом развития более общих форм деятельности —
познания
и общения. Развитие ребенка как субъекта общения и познания формирует готовность к
трудовой деятельности. Человек выступает как субъект трех основных видов деятельности: познания,
общения и труда.
В процессе изменения основных видов деятельности человека от самых элементарных общих
форм до сложных видов профессиональной деятельности формируются характер и способности, общая
одаренность и трудоспособность. Как субъект деятельности человек обладает определенным
потенциалом — трудоспособностью и работоспособностью, специальными способностями,
активностью в форме ценностных ориентаций, мотивов, сформированным определенным жизненным и
профессиональным опытом. Трудоспособность человека есть явление историческое, непосредственно
связанное с развитием средств общественного производства. По мере развития трудовых функций
человека от энергетических к технологическим, от них к управляющим и контрольным, возникают
новые компоненты трудоспособности, изменяются
взаимосвязи между ними и преобразуется сама
структура трудоспособности. Производственная деятельность в современных условиях представляет
собой такое сочетание физического и умственного труда, при котором именно умственные, то есть
познавательные, функции управления и регулирования приобретают ведущее значение. Под
трудоспособностью в психологическом смысле можно понимать внутренние силы личности, важные
для определения возможностей дальнейшего развития трудовой деятельности человека, включая в ее
состав обучаемость и одаренность. В структуру свойств субъекта деятельности включаются также такие
свойства, как жизнеспособность, работоспособность и специальные способности, которые, также как и
трудоспособность, составляют резервы и ресурсы развития личности. Рассмотрим более подробно
наиболее важные составляющие субъектной, личностной структур человека, такие как возрастно-
половые, конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер, способности.
Hosted by uCoz