Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 541 
Next page End  

зрелости. Если в первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный, то
во второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные, а продолжительность этой
фазы определяется степенью активности человека, как субъекта деятельности. Так, например, было
показано, что у лиц водительских профессий острота зрения, поле зрения, глазомер оставались
сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную
деятельность.
По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической
организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые
потенциалы развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром,
обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают
внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном
отношении к окружающему и к собственной деятельности.
Одной из тенденций развития является обобщение отношений личности: в процессе ее
формирования в ходе онтогенеза интегральной индивидуальности происходит постепенное устранение
рассогласований между свойствами разных уровней, человек становится более цельным,
интегрированным. Можно сказать, что индивидуальность, как продукт развития, сформировавшись,
сама становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и развития.
Важнейшим фактором развития являются общие способности или одаренность. Наличие
противоречий между возможностями, потенциалами, способностями человека и его интересами,
отношениями, направленностями (то есть между потенциями и тенденциями) выступает как
необходимый фактор и движущая сила развития индивидуальности. Пути и способы разрешения
противоречий могут быть различными: формирование индивидуального стиля, снижение уровня
притязаний, возникновение новых интересов, отношений; развитие и совершенствование свойств
индивидуума.
Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических
периодов. Под сенситивными периодами развития понимают периоды наибольшей чувствительности
функций, готовности к разным видам деятельности. Так, например, периодом, сенситивным для
обучения языку, является 2-3-летний возраст. Критические периоды характеризуются, с одной стороны,
снижением многих показателей, захватывающих разные уровни индивидуальности. К такого рода
критическим периодам относится, например, возраст 18 лет, когда отмечается снижение функций
внимания, памяти, мышления, с последующим их повышением у 19-20-летних. С другой стороны,
критические периоды в развитии характеризуются появлением рассогласований, противоречий, что
ведет к возникновению новых продуктивных тенденций развития. Возрастные кризисы представляют
собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты
человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень
развития.
В современных периодизациях возрастного развития используют различные принципы. Имеются
периодизации, опирающиеся на биологические характеристики возраста, рассматривающие жизненный
цикл, как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий становления индивида; и принцип,
опирающийся на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными
являются периодизации, опирающиеся на биологические признаки. Так, например, Нагорный, Никитин,
Буланкин опираются в своей периодизации на учет показателей скорости роста, дифференцировки
тканей и органов, изменения напряженности и характера обмена веществ, учет изменений в
молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. Бунак выделяет морфологические признаки
периодизации. Часто понятие возраста редуцируется до его биологических характеристик (зубной
возраст, костный и т. д.).
Имеется целый ряд периодизаций, опирающихся на социальные характеристики, например, по
тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т.
д.). Кон пишет, что возрастные свойства — это место личности человека в социальной структуре.
Наиболее полная, с точки зрения психологии, периодизация Бромлей опирается на анализ
изменений психологических и социальных характеристик, смену способов ориентации, поведения и
коммуникации во внешней среде. Человеческая жизнь в этой периодизации рассматривается как
совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов
состоит из ряда стадий. Первый цикл состоит из 4 стадий до момента рождения (зиготы, эмбриона,
плода, момента рождения). Второй цикл — детство — состоит из трех стадий: младенчество,
дошкольное детство и ранее школьное детство и охватывает 11-13 лет жизни. Цикл юности состоит из
Hosted by uCoz