Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 541 
Next page End  

логических структур. Поведение ориентировано на взрослые нормы, возникает способность
ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.
Процесс развития личности подростка характеризуется двумя противоположными тенденциями:
с одной стороны усиливается ориентация на группу сверстников, устанавливаются все более тесные
межиндивидуальные контакты, с другой стороны происходит рост самостоятельности, стремления к
эмансипации от влияния взрослых, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
Начало периода взрослости (19-20 лет) характеризуется завершением главной фазы
биологического развития, завершением роста: константа скорости роста снижается с 1,553 до 0,619 с 19
до 23 лет, затем рост прекращается. Заканчивается
формирование скелета, происходит
синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком
зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Интенсивность
основного обмена после 20 лет уменьшается на 0,12 ед. в год (от года до 20 лет уменьшалась на 0,7 ед. в
год). Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Вес желез внутренней
секреции интенсивно увеличивается до 20 лет, после 20 лет прирост их веса начинает значительно
уменьшаться. Систолическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм
рт. ст. Пик всех видов чувствительности наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем пик
психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечен Ананьевым и его
сотрудниками в 19 лет, когда имеется фронтальное повышение функционального уровня
психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и
тормозного процессов. К 21 году происходит завершение формирования высших эмоций: эстетических,
этических, интеллектуальных и самосознания. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик,
отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого
ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой.
Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его
можно охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость — это период «вхождения» в
профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей,
социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение
бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.
32-34 года это возраст максимальных достижений по показателям физического развития:
силы, роста и веса, жизненной емкости легких, оптимальных характеристик некоторых
психофизиологических и психологических показателей: динамичность торможения имеет оптимум в 33
года, оптимум объема, избирательности и устойчивости внимания. Один из пиков интеллектуального
развития приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта приходится на возраст 33 года,
после чего начинается снижение его уровня. Существенно повышается стабильность
функционирования организма. На этот возраст приходится нормативный кризис 30-33 лет,
обусловленный рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями.
Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на
пересмотр системы ценностей приводит к росту внутриличностных противоречий.
Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек делает наиболее
успешно то, что хочет. Он имеет цели, которые ставит,
и добивается их достижения. Человек
показывает грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.
Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, его называют кризисом середины жизни.
Характерными являются морфологические и физиологические изменения: происходит стирание и
выпадение зубов, облитерация черепных швов, начинается менопауза, происходит снижение мышечной
силы и жизненной емкости легких, снижается скорость движений. Отмечается снижение некоторых
психических функций, таких как функция внимания и мышления. Для этого возраста характерно
установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей в связи с уходом из
семьи выросших детей. Происходит усиление противоречий между целостностью мировоззрения и
однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести
новый смысл — в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям.
Если же человек продолжает сосредотачивать силы на себе, своих потребностях, это ведет его к уходу в
болезнь, к новым кризисам.
Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо
уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими
людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.
Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого
Hosted by uCoz