Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 541 
Next page End  

делит на плодотворные и неплодотворные. Человек с плодотворной ориентацией видит источник своих
благ в самом себе как воплощение своих сил и возможностей. Люди с неплодотворными ориентациями
видят источники благ во внешней среде, вне себя, они ориентированы на то, что единственный способ
обрести желаемое — это взять его из внешнего мира. Они хотят получить, но не способны давать. К
неплодотворным ориентациям Фромм относит рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую,
рыночную. Неплодотворные ориентации также имеют как отрицательные, так и положительные
стороны. Но только человек с плодотворной ориентацией является по-настоящему свободным и
независимым.
Говоря о характере, необходимо отметить, что характер строится не на отдельных,
изолированных чертах, а представляет собой определенную структуру. Группировка черт характера в
определенные комплексы определяется отношениями, вокруг которых группируются черты характера.
Нетрудно назвать черты характера, в которых проявляется отношение к людям: общительность,
замкнутость, доброта, тактичность и др.; или отношение к труду: трудолюбие, лень, ответственность и
др. Однако структура черт характера не исчерпывается их группировкой, необходимо учитывать также
взаимодействие черт характера, так как смысл каждой отдельной черты зависит от того, с какими
другими чертами она сочетается. Например,
прямота, откровенность в сочетании с чуткостью,
вежливостью имеют одну социальную оценку, в сочетании с грубостью — совсем другую. Важным
показателем характера является его цельность,
которая проявляется в непротиворечивости черт
характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления.
На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет
семейное воспитание. В стилях семейного воспитания выделяют 2 основных параметра: контроль и
любовь — принятие ребенка. Эти два показателя представляют собой континуум от полной
самостоятельности до жесткого контроля и от любви до враждебности по отношению к ребенку (рис.
10).
Рис. 10. Стили семейного воспитания (по Шеферу).
В условиях жесткого контроля, высокой требовательности, властности формируется либо
протест, желание высвободиться, либо дети адаптируются к требованиям и у них формируется
заниженная самооценка, неуверенность в себе, низкая самостоятельность, социальная незрелость. Если
же высокая требовательность сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением
(воспитание по типу Золушки), то дети из таких семей испытывают трудности в общении, относятся к
людям с недоверием, часто проявляют жестокость.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля —
гипоопека —
ведет к вседозволенности, поведение подростка становится непредсказуемым, зависит от внешних
влияний (возможны наркомания и другие формы асоциального поведения).
Родительская любовь в сочетании с излишней заботой о ребенке —
гиперопека приводит к
несамостоятельности, пассивности, трудностям в общении, становится тормозом на пути развития.
Hosted by uCoz