Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 541 
Next page End  

реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности,
проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии деятельности. Психические способности —
это свойства нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего
мира. Эта способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить. Общие свойства нервной
системы проявляются в продуктивности деятельности, работоспособности, активности, произвольной и
непроизвольной регуляции, мнемических способностях. А вербальные и невербальные способности
определяются специализацией и взаимодействием полушарий. Попытка систематизации и анализа
способностей предпринята Дружининым. Общие способности он определяет как способности получать,
преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность
решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать
знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).
Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей
одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Такой точки
зрения придерживаются Бине, Спирмен, Рубинштейн. Интеллект рассматривается как механизм
адаптации к среде, например, Пиаже пишет о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной
адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой. Наиболее
полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает
интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному
взаимодействию с окружающим миром. Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической
модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные
групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а
также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности).
Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня
знаний и интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным или
кристаллизованным интеллектом. Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный,
текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных
или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении
перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные
факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших
полушарий.
Коэффициент генетической детерминации общего интеллекта составляет от 0,4 до 0,66. Он
максимален для вербального и пространственного интеллекта и минимален для перцептивных и
сенсорных способностей. В целом, можно отметить, что чем больше связана конкретная способность с
общей, тем выше генетическая детерминированность (рис. 11).
Рис. 11. Соотношение среды и наследственности в общих и специальных способностях (по
Hosted by uCoz