Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 541 
Next page End  

Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет,
специализированной в 13-20 лет.
Обучаемость — это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком
смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Основным
критерием обучаемости в широком смысле является «экономичность» мышления, то есть краткость
пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале.
Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой
нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение
аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как «бессознательную» первичную общую
способность и эксплицитную «сознательную» обучаемость.
Рассматривая соотношение интеллекта, креативности и обучаемости, Дружинин выделяет в них
2 уровня. 1-й определяется наследственными факторами, уровнем и особенностями развития функций
— это функциональный уровень, детерминированный природной организацией индивида. 2-й уровень
— операциональный — социально обусловленный, определяется степенью сформированности
операций, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования и относятся к
характеристике человека как субъекта деятельности (рис. 12).
Уровни
Интеллект
Креативность
Обучаемость
1-й
Свободный, текучий
Потенциальная
Имплицитная
2-й
Связанный, кристаллизованный Актуальная
Эксплицитная
Рис. 12. Двухуровневая структура способностей.
Таким образом, в структуре способностей тесно переплетаются природно-обусловленные
функциональные и социально-обусловленные операциональные механизмы. Некоторые авторы
включают в структуру способностей стилевые характеристики, к которым прежде всего относят
познавательные стили. Познавательные стили — это устойчивые индивидуальные особенности,
проявляющиеся в способах восприятия и переработки информации человеком.
Общие способности человека связаны с темпераментом и проявляются в общей
работоспособности, активности, типах саморегуляции. Анализ психофизиологических основ общих
способностей показывает, что разные типы активности связаны с доминированием полушарий. При
этом «правополушарные» характеризуются большей активированностью, сильной нервной системой,
высокой лабильностью, высоким развитием невербальных функций. Эти люди лучше учатся, решают
задачи в условиях дефицита времени, они устойчивы к стрессу, предпочитают интенсивные формы
обучения. «Левополушарные» характеризуются низкой активированностью, они лучше учатся по
гуманитарным предметам, лучше планируют свою деятельность, у них выше точность выполнения
работы. Хорошо развита саморегуляция и
вербальные функции. В то же время они характеризуются
инертностью и слабостью нервной системы.
В последние годы наряду с общим интеллектом выделяют эмоциональный интеллект, который
включает 5 типов способностей: знание эмоций, управление эмоциями, распознавание эмоций у других,
умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Если общий интеллект является
фактором академической и профессиональной успешности, то уровень эмоционального интеллекта
позволяет говорить о вероятности жизненного успеха.
Структура личности
Личность понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в
обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как
человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения
социального опыта.
Рубинштейн выделял 3 аспекта психического облика личности:
чего хочет личность,
что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о
направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
что личность есть,
что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и
закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.
Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и
Hosted by uCoz