Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 541 
Next page End  

дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.
Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая.
Побуждающая (или стимулирующая) функция проявляется в том, что мотив обусловливает активность
человека, его поведение. Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на
определенный объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий. Суть регулирующей функции
состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы
оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.
Мотивационные свойства личности. Под мотивационными свойствами личности понимают
закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива. Классификация, предложенная
Мюрреем, предлагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.
Рассмотрим основные из них.
Мотив достижения как устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в
какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая
самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, они
стремятся к повышению уровня своих достижений.
Из этого мотива был выделен мотив избегания неудачи,
при этом главным побуждением
человека является стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают чаще всего легкие задачи, так
как боятся оказаться неудовлетворенными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, так как
неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств. С
мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний.
Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых
претендует человек, побуждаемый данным мотивом. Это понятие возникло в школе Левина. В нашей
стране исследования уровня притязаний проводились Палеем и Гербачевским.
В уровне притязаний различают несколько сторон.
1. Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними
справится.
2. Степень расхождения между задуманным и осуществленным (результаты могут оказаться
ниже тех, которые человек задумал, это может осознаваться как низкий уровень возможностей).
3. Уровень притязаний характеризуется такой степенью трудности задачи, выполнение которой
приносит человеку удовлетворение. (Человек может поставить себе вполне посильную, легкую задачу,
но ее решение не принесет удовлетворения).
Все три стороны уровня притязаний связаны между собой. То, какую степень трудности задач
выбирает человек, зависит, как было показано выше, от доминирующей мотивации достичь успеха или
избежать неудачи. Степень сложности выбираемой задачи зависит также от силы мотива. Если мотив
очень слабый, то человек или вовсе не рискует и выбирает самые легкие задачи, или же, наоборот,
чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если мотив сильный, то выбираются задачи
средней трудности. Установлена зависимость уровня притязаний:
— от свойств личности. Высокотревожные и интроверты стремятся, прежде всего, избежать
неудачи. Низкотревожные и экстраверты обнаруживают стремление к успеху;
— от ориентации личности. Если преобладает ориентация на «Я», стремление к
самоутверждению, то выявляется доминирование стремления к успеху. Если преобладает ориентация на
задачу, на социально ценный результат, то доминирующим является стремление избежать неудачи;
— от психического здоровья человека. Например, по сравнению с нормальными людьми
больные неврастенией ставят перед собой более сложные задачи, а истерией, напротив, более легкие,
минимальные по сравнению со средним уровнем своих достижений.
Одно из основных условий изменения уровня притязаний — достигнутый успех или неуспех
деятельности. Если человек ставит непосильную задачу, то повторный неуспех ведет к снижению
уровня притязаний. Однако это влияние успеха опосредуется самооценкой. При адекватной самооценке
после успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха — более легкие. При
завышенной самооценке успех ведет к повышению степени трудности задач и после неуспеха также
повышается степень трудности выбираемой задачи, так как имеет место адекватная реакция на успех и
неадекватная — на неудачу. При заниженной самооценке и после успеха, и после неуспеха человек
выбирает более легкие задачи, то есть имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня
притязаний после успеха.
Мотив власти. Власть рассматривают как способность человека проводить свою волю вопреки
сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от
Hosted by uCoz