Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 541 
Next page End  

социальная психология — это наука пограничная,
рассматривающая проблематику, которая должна
изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций.
Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит
о сравнительной молодости социальной психологии как науки.
История становления социальной психологии как науки. Началом научного социально-
психологического знания можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением,
представленный в трудах философов античности. Уже в произведениях Платона и Аристотеля
обнаруживается немало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных
людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди
влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-
психологических концепций в более позднее время. Философы прошлого в течение продолжительного
периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей
природе «хорошим» или «плохим». Отсюда и выводились источники социального поведения людей.
Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в
различных странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии
народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и
языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психологии народов и
языкознания». За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно
рассматривать как первый журнал по социальной психологии. Целью журнала было объявлено
«открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое». На
его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической,
антропологической и исторической ориентации. При этом явления культуры прослеживались в их
историческом развитии. К данному направлению можно отнести и работы «отца психологии» Вундта.
10 томов его «Психологии народов» были опубликованы за период с 1900 по 1920 гг. К сфере изучения
«народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие
общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из
индивидуального сознания». Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению
социальны, поэтому объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф,
обычай.
В конце XIX — начале XX в. ведется активный исследовательский поиск движущих сил,
определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было
выделение того или иного доминирующего фактора при анализе социально-психологических явлений.
Подобное
упрощение сводило основы всех социально-психологических проблем к единственному
объяснению. Баджот и Тард называли в качестве такого фактора подражание, Лебон — внушение,
Джеймс — привычку, Макдугалл и Троттер — инстинкт, Дюркгейм и Леви-Брюль — «коллективное
сознание». Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды
английского естествоиспытателя Дарвина. В соответствии с принципом естественного отбора, который
он сформулировал, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя
Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, тем не менее признавал роль социальных
воздействий в формировании нравственных качеств человека. Он подчеркивал свою веру в моральную
и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.
Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического мира, чтобы
использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологических явлений. На этой
почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на «борьбе за существование» посредством
межличностных и межгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин был далек от такой мысли. Основателем
социального дарвинизма является английский философ и социолог Спенсер, выступивший со своими
собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер
использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя
из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые
подразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины
XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией
биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи
социального дарвинизма развивают во Франции Фуле, Эспина, Вормс, Лапуж, в Англии — Баджот, в
Австрии — Гумплович и Ратценхофер, в США — Фиске, Смолл, Самнер. Хотя позиции этих
исследователей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что биологическое
изменение является детерминантой изменения социального.
Hosted by uCoz