Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 541 
Next page End  

Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог,
невропатолог и психиатр Фрейд. Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной
школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В
отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал,
что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие
инстинктов он сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или
сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество
рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая
его инстинктивные импульсы,
результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации, для того чтобы
защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение
обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты
характера. Фрейд обращался также к анализу природы групповых феноменов, исходя из своей
концепции «либидо» (сексуальное влияние или в более широком смысле — жизненная энергия). По
Фрейду, эмоциональные связи между членами группы основаны на идентификации и десексуализации
«либидо», иначе говоря, сублимации. Имеется в виду бессознательный процесс, посредством которого
сексуальная энергия трансформируется в несексуальную и социально приемлемую активность. Члены
различных социальных групп идентифицируют себя с их лидерами, которые выступают в качестве
идеалов — в образе отца. При этом социальные чувства оказываются «перевернутыми» чувствами
враждебности, ибо идентификация с лидером, образом отца, есть защитная реакция, преобразующая
испытываемые индивидом чувства враждебности в противоположные, социально приемлемые. Поэтому
узы, связывающие лидеров и остальных членов группы, Фрейд считал чрезвычайно важными для
поддержания групповой стабильности — более важными, чем связи членов группы друг с другом.
В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал,
что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми
импульсами. В то же самое время его концепции отличает негативная точка зрения на человеческое
общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению
Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц
препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел
необходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой
агрессивности. Несмотря на уязвимость многих положений психоаналитической теории Фрейда, она
позволила по-новому подойти к объяснению ряда социально-психологических феноменов. На Западе
уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной
психологии. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-
психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными. На рубеже
XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователи обращаются
к лабораторному эксперименту.
Американский психолог Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают
гораздо лучших результатов в ситуациях непосредственного соревнования друг с другом, чем тогда,
когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью
верификации
этих выводов он провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17
лет) состояла в том, чтобы наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были
разбиты на пары и каждого из двоих просили работать быстрее, чем их оппонент. В другой серии
испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать леску так быстро, как только
они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования
друг с другом, чем в одиночестве. Его статья с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в
«Американском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого
экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному
увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число подобных работ было
проведено социальными психологами в течение последних 40 лет.
Важной вехой на пути становления социальной психологии как науки явилась публикация в 1908
г. двух учебников — «Введение в социальную психологию» английского психолога Макдугалла и
«Социальная психология» американского социолога Росса. Макдугалл развивал «гормическую» теорию
поведения людей в группах (от греч. «горме», что означает «животный импульс» и переводится на
многие языки как «инстинкт»). Поведение людей объяснялось на основе инстинктов, направляющих все
живое к определенным, биологически значимым целям. Росс, находясь под сильным влиянием
французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве
Hosted by uCoz