Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 541 
Next page End  

ключевого принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг выдержала более
20 изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки.
Значительным событием для
социальной психологии стало появление крупной работы двух
социологов — американца Томаса и поляка (затем переехавшего в США) Знанецкого «Польский
крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из 5 томов, выходивших в свет с 1918 по
1920 гг. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению
к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве
эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма,
биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной
группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную
психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в
основную проблематику западной социальной психологии.
Первым в 1925 г. обратился к измерению установок американский социолог Богардус, который
приобрел научную известность во многом благодаря своей шкале «социальной дистанции». Под
социальной дистанцией он
подразумевал степень приемлемости, которую выражает личность по
отношению к представителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу с целью
измерения и сравнения установок американцев к разным этническим группам. Это исследование
повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы для
измерения установок.
Среди различных подходов, появившихся в 20-30-е гг., следует отметить социометрический
метод Морено, уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х гг.
работавшего в США. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения
динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, межличностные
отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты
человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину предпочтений и неприятий
среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограммы. Другой способ
обработки данных — конструирование социометрических индексов, позволяющих дать количественное
выражение социометрического статуса каждого члена группы и различных аспектов групповой
структуры. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее
функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление западной
социальной психологии.
Среди выдающихся исследователей, оказавших большое влияние на формирование современной
социальной психологии, необходимо назвать Левина, работавшего до 1933 г. в Германии, а затем
эмигрировавшего в США. Левин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные
из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», а из математики —
понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур).
Данные положения Левин использовал как основу для анализа индивидуального и социального
поведения, поэтому система его взглядов называется «психологией поля» или «топологической
психологией». В соответствии с теоретическим подходом Левина, человек и его окружающая среда
являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как
дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы.
Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую
он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и
в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в
различных случаях. Ярким примером его творчества является эксперимент (один из первых в
социальной психологии групп), проведенный совместно с Липпиттом и Уайтом в 1938 г. Цель его
состояла в изучении некоторых
аспектов функционирования группы при различных типах групповой
«атмосферы». Экспериментаторы организовали для десятилетних мальчиков «клубы», члены которых
на добровольной основе занимались изготовлением театральных масок, сборкой моделей самолетов и т.
д. Дети встречались периодически в течение нескольких недель. Исходя из цели эксперимента,
взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа: «автократическую»,
«демократическую» или «laissez-faire» (полной свободы для принятия решений без какого-либо участия
руководителя). Было установлено, что каждый из данных стилей руководства оказывает различное
влияние на групповую «атмосферу». Значимость данного исследования состояла в том, что оно
показало возможности экспериментирования в лаборатории на социальных системах маленького
масштаба.
Hosted by uCoz