Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 541 
Next page End  

Основная позиция Макаренко состояла в том, что личный интерес человека — это «правильно понятый
общественный интерес». Взгляды Макаренко как нельзя лучше соответствовали идеологии марксизма-
ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию. В период с
начала 50-х и до середины 80-х гг. эти идеи не подлежали какой бы то ни было критической оценке.
Лишь в наше время систему взглядов Макаренко стали называть концепцией «тотального
коллективизма».
Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в
период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических
перемен, охвативших
страну, советское руководство допустило некоторую либерализацию научной сферы. По существу это
было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В своих статьях, опубликованных в
1959 г., ряд ленинградских ученых (Ананьев, Ковалев, Парыгин) выступили с критикой
нигилистического отношения к этой отрасли научного знания. Обосновывалась не только возможность,
но и необходимость разработки социальной психологии на марксистской основе. В начале 60-х гг.
заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о предмете социальной психологии,
развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии». Здесь выступили такие инициаторы
развития отечественной социальной психологии, как Баранов, Парыгин, Кузьмин, Шорохова, Мансуров,
Платонов.
Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории
социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Кузьмина).
Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также
вышли в свет в Ленинграде (книги Парыгина «Социальная психология как наука» и Кузьмина «Основы
социальной психологии»). В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории
социальной психологии. В работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований
групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для
отечественной науки круг проблем социальной психологии личности был представлен в монографии
Бодалева «Восприятие человека человеком».
Известно, что важным моментом становления любой науки является организация подготовки
соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968
г. в Ленинградском университете (под руководством Кузьмина) и в 1972 г. в Московском университете
(под руководством Андреевой). Начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной
психологии. В 1980 г. выходит первый учебник для студентов вузов — «Социальная психология»
Андреевой, выдержавший к настоящему времени несколько изданий.
В последующие годы отечественные социальные психологи проводят свою работу в различных
сферах общественной жизни. Публикуются материалы исследований, проведенных на промышленных
предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах,
центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения. Расширяется также масштаб
практического использования социально-психологических знаний.
Контрольные вопросы
1. Какой информацией пользовались ученые на этапе социальной философии для развития
социально-психологического знания?
1) ученые проводили эмпирические исследования с использованием различных методик;
2) ученые опирались только на личный опыт;
3) ученые анализировали данные эмпирических исследований, проведенных коллегами;
4) ученые проводили социально-психологические опросы.
2. Первые лабораторные социально-психологические эксперименты были проведены в:
1) начале XIX в.;
2) середине XIX в.;
3) конце XIX в.;
4) начале XX в.
3. Первым в России дал определение понятия «общественная психология»:
1) Михайловский;
2) Плеханов;
3) Бехтерев;
4) Макаренко.
Hosted by uCoz