Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 541 
Next page End  

Глава 6. Методы социальной психологии
Этапы социально-психологического исследования. Первое, с чего необходимо начинать
социально-психологическое исследование, — это составление его программы, включая и
соответствующий план работы.
Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования. Желательно определить эту
тему как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом
исследователя или его контактами с коллегами, включая чтение специальной литературы. Порой
исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет
определенные факты, и принимает решение внести туда бОльшую ясность.
Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления
связаны между собой. Как отмечает американский психолог Франзой, самый главный вопрос для
исследователя состоит в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Кроме того,
необходима «внутренняя согласованность» теории, то есть не должно быть никаких логических
несоответствий теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна
быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы
для объяснения рассматриваемого феномена. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей
теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в
такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого
разнообразия социального поведения.
Далее осуществляется поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для
того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных
рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего
исследования. Во многих случаях первый и второй этапы последовательной работы трудно отделить
друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не
осуществит соответствующий литературный поиск. Когда информация, относящаяся к изучаемой теме,
освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под
гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения
явлений. Гипотезы представляют собой логическое следствие определенной теории. Исследователю
необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.
Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа
исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они
различаются по характеру организации. Корреляционное исследование направлено на выявление
взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается
манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента он собирает данные с целью
проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность
манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.
Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь
намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории,
где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с
помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По
данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-
психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% приходится на долю
корреляционного метода. В отечественной социальной психологии, сравнительно с американской,
соотношение между экспериментальным и корреляционными исследованиями выглядит скорее
противоположным образом.
Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к
сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных: наблюдение, опросы и анализ
различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими
реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение
корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также
документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах
судебных дел, переписей населения.
После того, как собраны первичные данные, исследователь обращается к их анализу. В
Hosted by uCoz