Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 116 
Next page End  

когда сковывает наши действия, леденит душу. Он мешает установить рекорд, сказать вслух, что мы
думаем, мешает сделать новое открытие. Победа над страхом в таких ситуациях - это проявление
силы духа. Как же приручить страх и излишнюю тревожность?
Страх можно нарисовать (игра 35). Как может выглядеть нарисованный страх?
Вот как видит свой страх Ира..
Владимир, художник этой книги, видит свой страх по-иному:...
Рисунок может быть абстрактным или конкретным. Как правило, ученики не могут сразу
нарисовать страх, и им надо дать время, чтобы его представить. Примеры других учеников помогают
даже самым большим тугодумам справиться с этим необычным заданием. Некоторые ученики смогли
представлять и рисовать одновременно. Важно давать следующую установку:
- Не думай, как нарисовать, не старайся специально рисовать красиво, "отпусти" руку, пусть она
рисует сама, не командуй ею. Скажи себе: "Что получится, то и получится".
Иногда ученики говорят, из какой части тела страх исходит, могут показать его жестами.
После этого получившийся на картинке страх надо забыть. Картинку можно сжечь или разорвать
на мелкие кусочки и выкинуть их. Для забывания можно взять любой из описанных в этой книге
способов. Но чаще всего ученики предпочитают представлять сжигание картинки. Может быть,
потому, что огонь - самый эффективный способ разрушения, и это близко нашему вытесненному
чувству агрессии. Один ученик сажал свой страх в поезд, прощался с ним и отправлял в "страну
страхов": "Их там много, пусть там живут. Теперь, если я и боюсь, то наполовину оттого, что уже было
раньше."
Ученики разделяют страхи на тот, с которым можно жить, -например, когда на уроке ставят двойку
и ты боишься наказания родителей, - и на тот, с которым жить нельзя, например страх перед
выходом к доске, от одной мысли о котором может случиться приступ тошноты. Ученики
предпочитают начинать с "легкого" страха, переходя потом к "главному". Но с ним сразу справиться
не удается, и обычно ученики рисуют серию "промежуточных" страхов, и лишь затем "главный" страх,
который тогда исчезает.
Если представить страх не удается, то ученик может воспользоваться подсказкой и выбрать
рисунок, который больше всего напоминает ему его страх.
11. КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ
Название "комбинированные методы" возникло от использования совместно нескольких методов
развития памяти: измененных модальностей, регрессии, трансформации и др. Эти методы успешно
работают и сами по себе, но в жизни часто все перемешивается - и уже трудно различить, где
кончается один метод и начинается другой. Впервые комбинированный метод был описан в книге
"Тактильная память". Суть его в следующем: надо взять 5-10 дощечек с разной шероховатостью и
разложить их в таком порядке - от самой неприятной на ощупь до самой приятной. Как правило, это
различие интуитивно. На вопрос, заданный ученику: "Почему ты так разложил, а не по-другому?" -он
пожимает плечами. На следующем этапе игры ученику предлагают задуматься, почему той или иной
дощечке он отдает предпочтение. Могут появиться самые различные ассоциации на предмет
"нравится - не нравится", но нам важно, чтобы ученик искал ответ в своих воспоминаниях. Важны не
фантастические придумки, а реальные воспоминания неприятных, более приятных и очень приятных
событий ушедшего детства. Например, для Алексея самая неприятная дощечка - с наждачной
бумагой. Она ему напоминает каменистую местность. В 6 лет он бегал по двору и упал, разодрав
колено о камни. Следующая дощечка уже более приятная. Рельеф дощечки напоминает Алеше
Hosted by uCoz