Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 116 
Next page End  

Боль и обида, неизвестно на кого, уходят.
- Я в классе на уроке играю в шахматы под партой с соседом. Мне все кажется необычным. Как
будто мое сознание вышло из моего тела и наблюдает из угла классной комнаты за всем
происходящим: как я с тайным удовольствием и страхом играю в шахматы, как учительница у доски
что-то говорит. Я нигде - и во всем. Учительница заметила мои шалости и заставила отвечать тот
материал, который она объясняла. К ее великому удивлению, я все рассказала, и двойкой наказать
меня ей не удалось. Я и сама не подозревала, что не будучи сконцентрированной на ее голосе,
впитывала все, что происходило вокруг, хотя и не осознавала этого в тот момент. Такая
отстраненность посещала меня много раз.
Это состояние посещало не раз тех, кто занимался спортом или оказывался в экстремальных
ситуациях. Вот один из примеров:
- Я сильно волновался перед встречей с соперником, который был сильнее меня. Когда я вышел
на ковер, вдруг все погрузилось во тьму. Время и пространство как бы сместились в моем сознании, и
лишь какие-то обрывки голосов зрителей, судей, тренера доносились сквозь эту глухую стену,
выстроенную моим волнением. Действие и осознание этого действия раздвинулись во времени. Этот
случай мог бы и не всплыть в моей памяти, если бы это, в конечном итоге, не была моя самая лучшая
и самая красивая победа. Такое ощущение отстраненности от происходящего позволило выдержать
сильное нервное напряжение.
Упоминание отстраненности можно найти у известных художников, писателей, композиторов. Во
время творчества они чувствуют, как кто-то все делает помимо их воли, а они как бы смотрят на себя,
на свою работу со стороны, переживая радость и вдохновение.
В играх 14, 15, 16 ученики не только вспомнят аналогичные примеры в своей жизни, но и смогут
потренировать свои способности отстраняться от привычного, смотреть на все и снаружи, и изнутри
одновременно. Взгляд на себя со стороны поднимает над обыденным мышлением и прогоняет порой
серую и слишком привычную череду дней.
7. ЗАБЫВАНИЕ
Все началось с вопроса: "Можно ли научиться забывать по своему желанию? Или воспоминание,
как тень неприятных событий, будет преследовать нас, и от нее не избавиться ни на минуту, ни на
час, ни на всю жизнь? Природа позаботилась о нас. И мы умеем не помнить, только
часто - не по своей воле. После сильного стресса, например автомобильной аварии, человек
может забыть целый кусок жизни, который предшествовал аварии. В гипнозе человеку на несколько
минут можно внушить, что он не помнит своего имени. И действительно, когда он просыпается, то не
откликается на звук своего имени, может не узнавать родителей по фотографиям, друзей. Но, когда
внушение проходит, он искренне не верит, что смог забыть свое имя, а ведь имя забыть сложнее
всего, это самый любимый звук, им, наверное, наполнена каждая клеточка нашего мозга. Одна из
причин в том, что после глубокого гипноза человек не помнит, что ему внушали.
Да, что-то выветривается из головы само собой, а что-то, как не пытайся, не исчезает, как
навязчивая мелодия, как недавняя обида, многократно прокручиваясь в голове. И только вроде бы
успокоился, забылся, как воспоминания вновь нахлынут, да еще с новыми подробностями. Вот бы
научиться "выкидывать" их из головы!
Ученикам давали картинки. Они их внимательно рассматривали. Акцент в задании был не на
запоминание, а на рассматривание. После этого инструктор брал кусочек бумаги с рисунком и
помещал его в пламя свечи. Все видели, как пламя схватывает бумагу, разбегается по краям,
немного приостанавливается посередине, затем как бы уходит внутрь, при этом бумага сгорает,
сворачивается в трубочку из пепла, а рисунок еще некоторое время призрачно стоит в синеве
пламени, затем выходит за его край - и исчезает навсегда. Только что завораживало пожирающее
рисунок пламя, перемещалась граница между "есть" и "нет", и уже только уходящий дымок и
потрескивание свечи. Пламя уже не то, и рисунка нет - он сгорел, забылся.
На этом примере ученики зафиксировали, как изображение стоит еще какое-то мгновение перед
глазами и потом исчезает. Этот образ усилит их представления при забывании.
После этого ученики садятся поудобнее, включается приятная музыка, проводится релаксация.
Учитель говорит: "Когда исчезает все вокруг - случайные мысли, комната, ваше тело, когда появится
необычайная легкость и яркие образы - скажите себе:
- Я забываю эту картинку, забываю на несколько минут (или часов, или навсегда). Она
сгорает в пламени свечи. Я слышу потрескивание пламени, слышу запах, вижу, как картинка
сворачивается в трубочку, она превращается в пепел. Я хочу увидеть картинку - и не могу,
вижу лишь пепел. Хочу ее вспомнить -и не могу. Вспоминаю любую другую, кроме этой.
Забываю все сильнее и сильнее.
Все эти слова надо произнести целиком. Иначе впоследствии у учеников возникает мысль:
"Может, я обманываю себя, я же не пытался вспомнить." И чем точнее задается срок забывания, тем
Hosted by uCoz