Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 116 
Next page End  

Для занятия понадобится свечка, бумага, блюдце с водой, чтобы потушить горящую бумагу.
Оторвите клочек бумаги, поместите в пламя свечи и наблюдайте, как горящая бумага
воспламеняется, сворачивается, превращается в пепел, рассыпается. Еще какое-то время горящая
бумага стоит перед глазами - и потом исчезает. Проделайте это для того, чтобы легче представить
весь процесс перед глазами во время релаксации.
Важно отметить, что воображаемое сжигание имеет больший эффект забывания, чем реальное
сжигание. Этот пародокс, видимо, связан с тем, что при столь активном представлении психика
проделывает большую работу и психокоррекционный процесс проходит больший путь.
Приготовьте картинку, которую хотелось бы забыть. На ней может быть написано имя, дата,
событие - или же это просто рисунок. В играх 17, 18, 19, 20, 21, 22 вы найдете разные способы
забывания и попробуете придумать свои. Все, что вы найдете в играх, применялось учениками в
жизни. В Приложении даны картинки для забывания, которые можно использовать в играх. Получив
навык, ученики в критической ситуации смогут справляться со стрессом раньше, чем он начнет свой
разрушающий поход.
8. УПРАВЛЕНИЕ НОЧНЫМИ СНОВИДЕНИЯМИ
Ночные впечатления занимают большое место в творчестве ребенка и часто они заслоняют
реальную жизнь, потому что ярче и необычнее реальности. Большая часть душевной жизни ребенка
проходит в мечтаниях, фантазиях, сновидениях. И, возможно, они составляют основное содержание
детских воспоминаний, а не внешние земные события. Если сон неприятный, то он долгим эхом
присутствует в течение дня в душе ребенка. Поэтому так важно научиться избавляться от плохих
снов, ведь бывает, что один и тот же сон снится на протяжении нескольких лет. Важно не отталкивать
такой сон, а принимать и изменять его, чтобы конец был интересным и веселым.
Так, одна девочка неприятные сновидения всегда видела черно-белыми. Ей удалось от них
избавиться, как только она научилась видеть сны в цвете. Все дети умеют трансформировать
сновидения, только не всегда результат появляется сразу. Известно много случаев, когда один и тот
же сон человеку снился несколько лет. Один из таких случаев приведен в игре 24:
- На протяжении 5 лет я видела один и тот же кошмарный сон: мама стоит на фаю высокой башни
и пытается спрыгнуть вниз. Я кричу во сне, чтобы она остановилась, но она не слушается меня. Но
однажды вместо того, чтобы проснуться в холодном поту, я увидела, как прилетел ковер-самолет,
забрал маму и улетел. Она улыбнулась мне. Ветер развевал ее красивые волосы. Я, успокоенная,
уснула. Больше этот сон не приходил ко мне.
Как и в других случаях, первые игры посвящены вспоминанию вашего собственного опыта борьбы
с плохими сновидениями (игра 24). Затем мы предлагаем вам померяться силами с вымышленным
страшным сновидением (игра 25).
Иногда приходится прибегать к нагнетанию страха, так как ученики говорят: "Мы не боимся
крокодилов",-или: "Они далеко - и нам не страшно". Это надо предусмотреть в задании игры, так как,
если не будет страха, не будет и его преодоления. Вот, примерно, как звучит инструкция:
- Их становится все больше и больше. Тебе некуда от них скрыться. Страх нарастает. Тебе не
поможет ни ружье, ни вертолет. Ты должен придумать выход - и преодолеть страх. Выход из этой
ситуации должен быть необычным, причудливым.
Если же тебе не удается увидеть продолжение вымышленного страшного сна, можешь
воспользоваться подсказкой. В конце внуши себе, что после этого занятия ты будешь лучше
справляться с неприятными сновидениями.
На примере борьбы с крокодилами, можно увидеть, как неожиданна порой бывает детская
фантазия, и она становится гарантом успешности борьбы с ночными страшилками. Вот что
придумала одна ученица: "Чтобы побороть страх, я представляю, что крокодилов становится
настолько много, что я перебегаю по ним, как по бревнам, на другой берег. Приходит ощущение
радости оттого, что я нашла такой простой и интересный выход". А Алеша представляет, что к носам
крокодилов привязаны воздушные шарики. Крокодилы взлетают вертикально вверх, и он спокойно
проплывает мимо них.
Мы часто не знаем, откуда приходят к нам тревожные сны. А если знаем, то все равно переживаем
их как реальные события. Так обстоит дело с фильмами ужасов. Посмотрев их перед сном, мы затем
вновь встречаемся с ними в сновидениях, но переживаем гораздо сильнее, нежели при просмотре
фильма. Избавиться от кошмарных снов можно точно так же, как в игре 26. Примеры наших учеников,
приведенные в играх, помогают читателю увидеть и цель, и результат игры, и проникнуться
уверенностью в успешности выполнения задания, ведь "у кого-то уже получилось."
У взрослых чаще, чем у детей, возникает вопрос: "А что делать, если сновидениями не удается
управлять? И как только начинаешь видеть страшное сновидение, то тут же просыпаешься?"
В играх 27 и 28 мы даем несколько советов, как приручить сновидения. Один из способов: - это
развитие соощущений, когда сон не только видишь, но и чувствуешь всеми органами чувств. Вот
Hosted by uCoz