Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 490 
Next page End  

делать личный выбор: или ты признаешь ошибку, совершенную по твоей глупости, и рвешь с
программой «реформаторов» – или продолжаешь с ними идти. Обе позиции можно понять, а
первую даже приветствовать. Но и вторая позиция – дело житейское, у многих своя рубашка
ближе к телу.
Патологией является третий путь: и ужасную действительность видишь, и ее дикое
расхождение с увлекшими тебя лозунгами видишь, и косточки тебе никакой не кинули – а ты
все равно идешь за Хакамадой или Слиской и кричишь: «Я требую приватизации земли и
жилищно-коммунальной реформы!» А ведь таких у нас много!
Эта новая книга – продолжение того разговора. Но не по всему кругу поднятых тогда
вопросов, а по одной более узкой теме, которая, однако, прямо касается всех интеллигентов,
всех людей умственного труда. Речь идет о том, что произошло в ходе перестройки и
реформы с той частью нашей духовной сферы, которую можно обозначить общим понятием
рациональное сознание .
Разум и мышление человека – едва ли не главная проблема философии. В ХХ веке она
стала актуальной в практическом и конкретном плане, как проблема рациональности, ее
границ, устойчивости и сбоев, отказов. Все виднейшие философы последнего столетия под
разными углами зрения рассматривали эту проблему. Объясняется это тем, что
индустриальная цивилизация, интеллектуальные основы которой были заложены
Просвещением и Научной революцией, сформировалась именно как цивилизация
рациональная, взявшая за матрицу познания, образования, мышления и общения научный
метод. Будучи во все времена одним из «формообразующих принципов» жизни человека, в
последние столетия рациональность вышла на первый план, оттеснив иные способы
осмысления мира (например, религию, традицию или художественное чувство).
Однако в ХХ веке индустриальная цивилизация втягивается в глубокий кризис, одним
из проявлений которого стали частые и массовые отказы и срывы рационального сознания, а
также поразительная беззащитность массового сознания против манипуляции. Говорят даже,
что одним из главных противоречий человеческого общества является столкновение
иррационального с рациональным. История ХХ века показала это самым драматическим
образом. Труднопостижимым случаем отказа рациональности стал соблазн фашизма,
которому поддался очень разумный и рассудительный народ. Без таких чудовищных
проявлений, но сходным по глубине спада рациональности случаем можно считать
катастрофу СССР-России.
Об этом отказе и будет идти речь в данной книге. Сейчас, после 15 лет наблюдений, мы
можем дать хотя бы описание этого странного кризиса в сознании нашего большого
культурного народа. Описание еще не есть объяснение и тем более не предписание курса
лечения. Но оно – необходимый шаг на этом пути. В описании уже есть ростки гипотез и
первое упорядочение того потока больших и малых явлений в сфере сознания, который всех
нас омывает.
Очертим контуры нашего объекта. О какой рациональности будет идти речь?
Философы грызут эту тему с разных сторон – в книге 1986 г. дано 21 определение
рациональности разных типов (обзор темы дает П.П.Гайденко 1). Нам весь этот спектр не
нужен, мы будем говорить о той рациональности, которая по своему «размеру» соизмерима с
самыми жгучими вопросами, что ставит перед нами наш нынешний кризис. Это
«рациональность для нашей жизни».
Более того, мы будем говорить о той рациональности, которая соответствует принципу
«живи и давай жить другим». То есть о рациональности «для жизни народа». Это важная
оговорка, потому что как только заводишь речь о том, что важные утверждения, скажем,
Горбачева или Ельцина неадекватны нормам рациональности, на это обычно следует ответ: а
у них своя рациональность. А дальше следуют уточнения в зависимости от политической
позиции. Патриот скажет, что Горбачев хотел развалить СССР и действовал рационально,
либерал-западник скажет, что Горбачев хотел уничтожить империю зла и действовал
рационально. Но мы не будем говорить о скрытых целях и «читать в сердцах», мы говорим о
Hosted by uCoz