Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 490 
Next page End  

собраны в организованные ячейки и «заложены на хранение».
Кроме того, идеологи первого этапа реформы предполагали, что в условиях
экономических трудностей в лабораториях возникнет стихийно действующий механизм
конкуренции, и наука сбросит «кадровый балласт». Это должно было бы привести к
омоложению и повышению качественных характеристик кадрового потенциала. На деле
произошло совершенно обратное: финансовый кризис мобилизовал коллективистские
стереотипы, и под их давлением из научных организаций и утверждений были «выдавлены»
более молодые и энергичные кадры – те, кто может «устроиться».
В результате значительно ухудшились демографические и квалификационные
показатели исследовательского персонала отечественной науки. Особенно сильный урон
понесло наиболее дееспособное кадровое ядро науки – корпус кандидатов наук.
Но вернемся к нашему вопросу – уходу интеллигенции в целом и научной
интеллигенции в частности от структурно-функционального анализа нашей науки в тот
момент, когда вырабатывалась доктрина реформы. Перечислим те воздействия, через
которые отечественная наука участвует в создании, скреплении и развитии России и ее
современного народа. На период кризиса, то есть когда под угрозу поставлено именно
воспроизводство  страны, эти функции и есть главный предмет оценки полезности науки.
Главные функции отечественной науки.  Задачи науки любой страны в обычное
время и в момент кризис представляют собой две перекрывающиеся, но существенно разные
структуры. Их можно было бы изобразить в виде двух «карт», но здесь мы просто выделим
несколько главных элементов интересующей нас структуры. Уже из их перечня будет видно,
что «наука как непосредственная производительная сила» и наука как «средство
предотвращения катастрофы» – существенно разные системы. Итак, вот те функции,
которые, на мой взгляд, выходят на первый план во время кризиса: 
Наука через систему образования, средства массовой информации и личные
контакты значительной прослойки ученых формирует рационально мыслящего человека с
современным взглядом на мир, природу и общество.
Не располагая крупным научным сообществом, выросшим на почве национальной
культуры, Россия не смогла бы произвести эту работу, т.к. для восприятия научного знания и
метода, а затем и включения их в интеллектуальное оснащение народа необходимо, чтобы
они были «переведены» на язык родной культуры. Исключительная устойчивость советского
народа в Отечественной войне 1941-1945 гг. и народа России в условиях тяжелого кризиса
сегодня – в большой степени является результатом длительного «воспитания наукой».
Это воспитание обладает инерцией. Можно показать, что до настоящего времени
существующая в России наука эффективно выполняет эту функцию, и срыва пока что не
произошло. Но уже есть нарастающие признаки приближения этого срыва (например,
принципиально новый для нашего общества характер подростковых погромов и беспорядков
в Москве в 2001-2002 гг.). При сохранении нынешних тенденций культурный откат в
следующем поколении неизбежен.
При этом не произойдет «возвращения» людей к нормам доиндустриальной,
крестьянской культуры. Дерационализация мышления урбанизированного населения в
условиях социального стресса порождает «цивилизацию трущоб» с массовым
антиобщественным поведением, наркоманией и инфекционными заболеваниями.
Экономический и социальный ущерб от «одичания» значительной части населения не идет
ни в какое сравнение ни с затратами на науку, ни с выгодами от нескольких броских
технологий, которые хотели бы из нее «выжать» реформаторы.
Выполнение научным сообществом функции рационализации массового сознания
сегодня затруднено следующими факторами. Во-первых, нынешний политический порядок в
России использует в качестве главного средства господства не убеждение и принуждение, а
внушение и соблазн (манипуляцию сознанием). Для успешной манипуляции необходима
достаточно глубокая дерационализация  мышления, снижение способности граждан к
логическим умозаключениям и внедрение в массовое сознание упрощенных стереотипов.
Hosted by uCoz